Что такое 3 года. Как выявить у ребенка задержку психического развития и помочь? Эмоциональное развитие ребенка

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

По данным медицинской статистики дальнозоркость у детей выявляется в 90% случаев, так как все малыши приходят в мир с гиперметропией глаз. Это считается нормой и до определенного возраста родителям не стоит сильно беспокоиться, но про своевременное посещение у окулиста, хотя бы 1 раз в год, не нужно забывать.

Под гиперметропией у новорожденных понимается дальнозоркость, с которой рождаются абсолютно все дети. Это аномальная рефракция глаза, при которой фокус зрительной системы находится вне сетчатки. У детей это происходит по причине малой длины глазного яблока. Обычно гиперметропия сохраняется в возрасте от 1 года до 3 лет и равняется примерно 3 диоптриям. С ростом ребенка ее значение постепенно уменьшается в сторону нормальной рефракции и к школьному возрасту имеет значение около 1 диоптрии. Происходит это потому, что глазное яблоко растет и фокус устанавливается на сетчатку.

Поэтому дальнозоркость у детей от 1 года до 3 лет и чуть старше вполне нормальное явление. Но обследоваться у офтальмолога в этот период обязательно. Он поможет контролировать развитие зрения и не допустить осложнений, ведь в младшем возрасте гиперметропия может составлять более 3 диоптрий.

Вообще, выделяют три вида оптической системы:

  1. Эмметропия - нормальное состояние, граничащее между дальнозоркостью и близорукостью и не требующее коррекции. Обозначается как ноль.
  2. Дальнозоркость - патология зрения, обозначающаяся знаком «плюс» и исправляющаяся положительными линзами.
  3. Близорукость - нарушение зрения, обозначающееся знаком «минус» и корректирующееся отрицательными линзами.

Каждая село маленькое линза измеряется в диоптриях, характеризующих ее преломляющую силу. Поэтому мы и говорим так: «У меня дальнозоркость плюс два». Или: «У меня близорукость минус шесть».

Причины возникновения осложнений и как их выявить

Но бывает, что детская дальнозоркость все-таки проявляется, причиной может являться отставание в росте глазного яблока. Деткам с таким нарушением приходится напрягать глазные мышцы, чтобы рассмотреть предметы. Сначала их глаза как бы подстраиваются, компенсируя плохое зрение. Но потом это может обернуться развитием различных заболеваний, например, спазмом глазных мышц.

Также причинами детской гиперметропии считаются:

  • наследственная предрасположенность;
  • внутриглазное давление;
  • деформация глазного яблока;
  • иные нарушения зрительной системы.

Так как дети сами не могут определить плохое у них зрение или хорошее, а малышам до 1 года трудно поставить диагноз, следует обращать внимание на такие симптомы или жалобы, как:

  • нежелание читать;
  • резкие боли в глазах;
  • частые головные боли;
  • утомляемость;
  • зрительный дискомфорт;
  • раздражительность;
  • выраженное нарушение сна.

При учащенном повторении подобных жалоб, не откладывая, отведите чадо к врачу. Дальнозоркость в запущенном состоянии чревата таким последствиями, как частые воспаления глаз (конъюнктивиты), увеличение село маленькое риска развития глаукомы вследствие нарушенного оттока внутриглазной жидкости.

Прогрессирование гиперметропии у детей от 1 до 3 лет может привести к такому заболеванию, как амблиопия, также называемой синдромом «ленивого глаза», присущее только в раннем возрасте. Оно приводит к тому, что клетки мозга, отвечающие за зрение, принимая искаженную картинку, сокращают стимуляцию нормального развития нейронов.

Подобные изменения приводят к снижению зрения и нарушениям в развитии. Исправить патологию ни очками, ни линзами невозможно. В качестве бонуса к амблиопии может появиться косоглазие, развивающееся примерно в 40 % случаев.

Исходя из степени патологии, детская дальнозоркость делится на три вида:

  1. Слабая степень - до 2 D.
  2. Средняя дальнозоркость - 3-5 D.
  3. Высокая - свыше 5 D.

Выявить степень можно только после специального медицинского обследования у окулиста.

Возрастной запас

У всех детей до 3 лет есть запас дальнозоркости. Но иногда он может не соответствовать стандарту. Само по себе это не страшно, но со временем могут появиться осложнения и проблемы со зрением. Например, если глазное яблоко растет, опережая возрастную норму, это означает, что у ребенка недостаточный запас. В этом случае очень большой риск развития близорукости. При чрезмерном запасе, характеризующемся задержкой роста глазного яблока, возникновение возможных осложнений описаны выше.

Коррекция зрительной системы в раннем возрасте

Все эти осложнения и заболевания можно предотвратить, если проблема будет выявлена на ранних сроках. Сегодня окулист может установить запас дальнозоркости еще до 1 года. При необходимости врач выпишет очки и назначит специальную гимнастику. А при косоглазии - полное лечение зрительной системы.

Родителям следует понимать, что очки нужны для лечения, а не для причинения неудобств!

Плюсовые очки при чрезмерном запасе нормализуют функционирование зрительных клеток мозга, предотвратив развитие амблиопии и косоглазия, а при недостаточном - запустив механизмы замедления роста глазного яблока.

Помимо этого, применяется и аппаратное лечение с различными способами стимуляции зрения. Такой курс предписывается только после необходимых обследований и проводится 3-5 раз на протяжении года.

Посмотрите на видео компьютерную графику заболевания глаза

В дошкольном возрасте, с 1 до 3 лет и старше, рекомендуется использовать положительные линзы даже для коррекции малой степени гиперметропии (около 1 D). Но в таком случае деткам следует носить очки только при зрительной работе - чтении, просмотре телевизора, в школе, выполнении домашнего задания, за компьютером. Детям школьного возраста, с 7 лет, обычно назначаются контактные линзы или очки с собирающими линзами.

Еще раз напомним, что чем раньше будут выявлены патологии, тем больше шансов на выздоровление. Тем более современные технологии лечения позволяют с высоким процентом успешности полностью излечить детскую гиперметропию.

Вашему малышу исполнилось три года, день за днем он незаметно подрастал и теперь он не тот маленький беззащитный человечек, он уже самостоятельная личность со своим характером и особенностями. За этот год малыш заметно подрос, овладел новыми навыками и умениями, стал ловким, активным и любознательным.

Ваш малыш уже умеет...

Мальчики:

89,5-104 см.
11,6-18 кг.
48,0-53,5 см.
48,6-58,2 см.
87,3-103,8 см.
12,3-17,7 кг.
47,6-52,7 см.
48,2-57,6 см.

Физическое развитие ребенка в 3 года

Ваш малыш всё больше начинает походить на взрослого человека. Активно идет формирование и рост опорно-двигательного аппарата, совершенствуется мелкая моторика пальцев рук и мимическая мускулатура.

В конце второго года можно оценить темпы прибавки веса и увеличения длины тела.

Так показатель необходимой массы тела в среднем рассчитывают по формуле:

10,5 кг (средняя масса тела ребенка в 1 год) + 2 х N;

где N - возраст ребенка в годах (не лет, которые прожиты после первого года жизни, а именно фактический возраст ребенка).

Длина тела до 4 лет в среднем увеличивается по 8 см ежегодно.

Согласно центильным таблицам распределения массы и длины тела у детей, средними показателями считаются:

Средняя масса тела ребенка в 3 года

  • Мальчики - 13,6 - 16 кг;
  • Девочки - 13,3 - 15,4 кг.

Средние показатели длины тела ребенка в 3 года

  • Мальчики - 92,0 - 100 см;
  • Девочки — 92,0 - 98,5 см.

Нервно-психическое развитие ребенка в 3 года

Ребенку трех лет нравятся как активные игры, так и развивающие занятия. Малыш с удовольствием играет в подвижные игры, но в то же время по долгу может возиться с игрушкой, которая привлекла его внимание, играть в сюжетные игры, рассматривать картинки и слушать сказки.

Двигательное развитие ребенка в 3 года

В три года ребенок способен освоит довольно сложные навыки, такие как езда на трехколесном велосипеде, катание на качелях, на санках. К трем годам многие малыши уже не боятся плавать. Ребенок хорошо умеет перепрыгивать через препятствия, ходит по наклонной плоскости, прыгает в длину с места на двух ногах, может спрыгнуть с небольшой высоты. В этом возрасте дети могут выполнять одновременно два действия (например топнуть и хлопнуть, прыгнуть и поднять руки в стороны).

С легкостью ребенок бросает, катает, ловит мяч.

Может выполнять все знакомые движения по команде и повторяет их за взрослыми.

Познавательное развитие ребенка в 3 года

  • В три года ребенок должен знать и называть правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
  • В этом возрасте малыш умеет собирать последовательно (то есть от меньшего к большему) колпачки, пирамидку, формочки, матрешку из 4-6 составляющих.
  • Способен подобрать по образцу геометрические фигуры, также может подобрать соответствующие фигуры по форе отверстия в развивающем пособии (игре). Может назвать знакомые геометрические фигуры.
  • Собирает пирамидку из 10 колец (по размеру, например, по убыванию, по цвету, по форме).
  • Различает предметы по величине - маленький, средний, большой.
  • Может отличить предмет по фактуре - мягкий, твердый.
  • Совершенствуются навыки рисования, так малыш может к рисунку взрослого дорисовать недостающие детали- например, листик к ветке, стебелек к цветку, дым к паровозу.
  • Пытается закрашивать, рисует овалы, кружочки, проводит линии.
  • Во время рисования малыш может подражать письму взрослого.
  • Во время лепки может отщипнуть кусочек пластилина, раскатать его в ладонях, соединяет части. Пытается лепить несложные формы - колбаску, шарик, бублик и другие.

Социально-эмоциональное развитие ребенка в 3 года

В этом возрасте для ребенка очень важно чтобы его ценили и хвалили. Малыш хочет быть хорошим, ждем одобрения и похвалы со стороны взрослого.

Всё ярче проявляется самостоятельность и независимость.

Радуется если смог выполнить задуманное, испытывает чувство гордости за себя, за родителей.

Во всем стремиться быть лучшим и первым.

В три года малыши очень любознательны и любопытны.

Совершенствуется долговременная память.

Способен проявлять эмоциональную сдержанность, спокойно слушает и выполняет просьбу взрослого.

Может обидится за наказание, переживает, если за что-то ругают.

Трехлетний малыш способен испытывать чувство стыда, ревности, страха.

Может выражать свои чувства не только речью, но и мимикой, тоном, жестами, взглядом, позой.

Ребенок начинает сопереживать персонажам, эмоционально отзывчив.

Многие малыши подпевают и танцуют.

Умеет отличить красивое от некрасивого, хорошее от плохого.

Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.

Выражает симпатию к некоторым детям и взрослым.

Речевое развитие ребенка в 3 года

К этому возрасту ребенок умеет строит сложные предложения. В общении использует как простые, так и более сложные оформленные фразы. Выражает с помощью речи свои чувства, желания, эмоции.

В три года некоторые малыши начинают изменять слова по числам и падежам.

Задает много вопросов. С легкостью повторяет за взрослым незнакомые слова и фразы.

Хорошо запоминает и рассказывает стихи, песенки.

Любит вступать в диалог, как с детьми, так и со взрослыми. Отвечает на вопросы.

Может по картинке назвать знакомых животных, растения, предметы одежды, быта и др. Может по картинке рассказать знакомую сказку.

В игре может говорить за себя и за вымышленного персонажа (куклу, зайчика и др.).

Переходит к местоимения «Я», перестает говорить о себе в третье лице.

Бытовые навыки ребенка в 3 года

  • Умеет самостоятельно одевать простые вещи своего гардероба.
  • Самостоятельно раздевается, с небольшой помощью взрослого. Может застегнуть несколько пуговиц.
  • В три года ребенок может выполнить поручение из 2-3 действий.
  • Моет руки с мылом, умывается, вытирается полотенцем.
  • Может сложить одежду в шкаф.
  • Умеет пользоваться носовым платком.
  • Контролирует свои физиологические потребности.
  • Самостоятельно есть и пьет, пользуется салфеткой.
  • Вытирает ноги перед входом.

Уход за ребенком в три года

Режим ребенка в три года остается прежним - четырех разовое питание, дневной сон (или отдых) не меньше 1 часа, ночной сон - около 10 часов, регулярные прогулки на свежем воздухе.

Обязательно уделяйте внимание как личной гигиене, так и чистоте в комнате.

В три года малыш пытается самостоятельно чистить зубы, под присмотром взрослых. Позволяйте ему это делать, при этом периодически показывайте как нужно правильно двигать щеткой. Особое внимание следует уделить углублениям между зубами, так как именно там остается больше всего частичек пищи и накапливается зубной налет.

Зубы ребенку следует чистить 2 раза в день: утром — после завтрака и вечером - после ужина. В течение для, после каждого приема пищи (особенно сладкого) приучайте ребенка полоскать рот.

В этом возрасте, практически все дети, любят купаться. В теплое время года можно купать ребенка хоть каждый день. В холодное время года не реже 1 раза в неделю.

Для купания ребенка лучше использовать специальные детские средства. Во время купания очень удобно проверять кожные покровы на наличие ссадин, синяков или высыпаний.

Приучайте ребенка пользоваться только своими предметами гигиены (полотенце, мочалка, зубная щетка, расческа и другие).

Не забывайте подстригать ногти ребенка - делайте это по мере отрастания ногтей.

Следите за волосами малыша, вовремя подстригайте, так как, например, длинная челка может мешать ребенку.

Если вы решили отвести ребенка в сад, хотя бы некоторое время перед этим походите вместе с ним в группы раннего развития – ради того, чтобы расставание с вами не было таким резким.

Облегчить период адаптации ребенка к детскому саду поможет соблюдение режима дня.

Заранее узнайте какой распорядок дня в детском саду (в который будет ходить ребенок) и старайтесь его придерживаться.

Питание ребенка трех лет

Питание ребенка в три года должно быть регулярным, лучше если основные приемы пищи каждый день будут в одно и то же время.

Меню трехлетнего ребенка становиться более разнообразным и постепенно приближается к рациону взрослого. Но ребенку, по прежнему, не рекомендуется давать жирные и острые блюда, а также различные консервы, чипсы, сладкие газированные напитки.

В рационе ребенка должны быть молочные и кисломолочные продукты, свежие фрукты, овощи, продукты содержание животные белки.

Режим питания ребенка в 3 года — 3-4-х разовое питание.

Потребность в килокалориях - не более 1600 ккал/сутки.

Распределение пищи в течение дня:

Завтрак - 25%;

Обед - 35-40%;

Полдник — 10-15%

В три года ребенок может пить практически любые напитки (кроме кофе). Это может быть чай, соки (желательно свежевыжатые), кисель, компоты из свежих фруктов и из сухофруктов, морс, молоко, кефир.

Необходимые обследования в 3 года

В три года ребенку проводится углубленный медицинский осмотр, особенно если он идет в детский сад.

Медицинский осмотр в три года включает в себя:

  • Осмотр педиатра, невролога, окулиста, ЛОР-врача, хирурга-ортопеда, дерматолога, логопеда, стоматолога;
  • Лабораторное обследование - клинический анализ крови, мочи, копроскопию, исследование соскоба на энтеробиоз (или кал на яйца гельминтов).

Если ребенок прививается согласно национальному календарю прививок, то в три года ни какие плановые вакцинации не проводятся.

Какие игрушки подходят в данном возрасте?

В этом возрасте дети отдают предпочтение более сложным и функциональным игрушкам.

Игрушки для двигательного развития - мячи, гимнастические палки, игрушки для подтягивания, велосипед, круг для плавания, кегли и другие.

Для развития конструкторских способностей - игрушки состоящие из геометрических фигур, открывающиеся и закрывающиеся игрушки, кубики, пирамидки, лего с крупными деталями, формочки для песка и другие.

Дидактические игрушки - книги-раскладки, лото или домина с картинками, книги с выразительными иллюстрациями, настольные игры с картинками, настенные календари и плакаты с полезной информацией (животные, растения, цифры, времена года).

Игрушки для ролевых и сюжетных игр - наборы доктора, пожарного, парикмахера, строителя, учителя магазин, набор детской посуды, игрушечные овощи, фрукты, машинки, домики, куклы, животные и другие.

Наборы для творчества - карандаши, цветные мелки, пластилин, глина, игры со шнуровкой, наборы цветной бумаги, наклейки, акварельные краски.

Не смотря на то, что ребенок уже большой, старайтесь уделять ему время. Играйте и занимайтесь вместе с ним. Чаще хвалите за старания и тогда его успехи не заставят себя ждать.

Вот и закончились ночные колики и укачивания на ручках, ребенок научился самостоятельно ходить и ловко попадать ложкой в рот, с ним уже можно поговорить на разные темы и более или менее спокойно посидеть в кафе или проехаться на автобусе. Вчерашний малыш вырос, и, казалось бы, родителям можно перевести дух. Но тут приходит он - кризис 3 лет.

Еще вчера добрый и покладистый ребенок вдруг превращается в вечно ноющее или вопящее чудовище, у которого на все один ответ - нет! Постоянные истерики, катания по полу, отказ выполнять простейшие требования, попытки все делать самостоятельно, и тут же снова крик - не получается! Такое поведение сводит родителей с ума и вызывает только один вопрос: что делать? Кризис 3 лет - явление временное и проходящее. Разобравшись, как проявляется кризис 3 лет и какие причины его вызывают, родители смогут пережить этот период с наименьшими потерями для своей психики, а заодно и помочь ребенку преодолеть кризис 3 лет. Негативизм и упрямство со стороны ребенка - это не желание позлить родителей, а непонимание, что происходит и как себя вести на новом жизненном этапе.

Кризис 3 лет: симптомы

В поведении детей дошкольного возраста часто можно увидеть признаки кризиса 3 лет. Если ребенок внезапно совсем отбился от рук, вспомните о его возрасте. Кризис 3 лет необязательно посетит ребенка непосредственно в его третий день рождения. Период отрицания и упрямства может начаться за полгода до трехлетия или на полгода позже.

Вы столкнулись с кризисом 3 лет, если ребенок:

    постоянно проверяет границы дозволенного;

    устраивает истерики по любому поводу и без;

    требует купить нужную ему игрушку, рыдая и катаясь по полу в магазине;

    на прогулке убегает в противоположную от вас сторону;

    не реагирует на просьбы и слово «нельзя»;

    негативно воспринимает любые ваши предложения;

    на все отвечает «нет», «не хочу», «не буду»;

    пытается все делать самостоятельно и по-своему: сам натягивает куртку, сам садится есть, если что-то не получается - закатывает истерику;

    не поддается переубеждению.

Причины кризиса 3 лет

В возрасте трех лет ребенок пытается отделять свое «я» от родительского. Он начинает осознавать себя отдельной самостоятельной личностью со своими желаниями, которые нужно отстаивать. Детский кризис 3 лет часто проявляется в демонстративном и даже тираническом поведении ребенка: он устраивает истерики на пустом месте и не соглашается буквально ни с чем. Ребенок как будто специально хочет сделать назло, наоборот, вопреки желаниям родителей. Конечно, такое поведение вызывает у родителей недоумение и раздражение, но следует помнить, что ребенок упрямится и говорит «нет» не для того, чтобы вам досадить. Он просто не знает других способов утвердиться как личность. Как пережить кризис 3 лет, ребенку должны показать родители.

    Не пытайтесь переделывать ребенка, воспитывать его и ломать" под себя

Если у ребенка кризис 3 лет, советы родителям сводятся, по большому счету, к рекомендации соблюдать баланс. Не стоит как наказывать ребенка, так и поощрять его поведение. Во время истерики попытайтесь переключить внимание упрямца на что-то другое, а если не получается - просто переждите. Но когда ребенок успокоится, обязательно проговорите с ним случившееся, объясните, что любите его по-прежнему, но такое поведение вас очень расстроило и в обществе оно недопустимо.

    Предоставьте ребенку возможность выбора

Ребенок хочет быть самостоятельным? Разрешите ему самому принимать решения. Не принуждайте съесть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь кашу или бутерброд?» Если вы идете по делам, оставьте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Мы сначала зайдем в магазин или в аптеку?»

Иногда можно сыграть и на противоречии: если вам срочно нужно собрать ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что в сад вы сегодня не пойдете. Ребенок из упрямства начнет кричать: «Нет, пойдем!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он будет выполнять вашу.

    Помогите ребенку принять себя

Ребенок должен поверить, что он хороший, несмотря на временные трудности с поведением. Хвалите ребенка, если он выполнил ваши поручения, подчеркивайте, что он послушный и у него все отлично получается.

    Обратитесь к специалистам

Если вы не справляетесь с ситуацией, становитесь раздражительным, агрессивным или, наоборот, у вас опускаются руки, вам поможет наука психология. Кризис 3 лет - тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, откуда черпать спокойствие и силы, а также поработают с самим ребенком.

Кризис 3 лет: когда заканчивается?

Как долго ваш ребенок будет упрямцем - месяц или год - предсказать невозможно. Одни дети «проскакивают» кризисный возраст, даже не заметив, другие задерживаются в нем надолго. Сколько длится кризис 3 лет, будет зависеть и от отношения родителей к происходящему.

На протяжении жизни взрослеющий ребенок еще не раз столкнется с кризисами определенного возраста, ведь кризис 3 лет возрастная психология считает начальной точкой на пути становления личности.

Кризис 3 лет у ребенка надо просто переждать и пережить, как пережидают грозу или ураган. Используя нашу памятку по кризису 3 лет, вы поможете ребенку быстрее преодолеть этот сложный для него и окружающих период.

По достижении ребенком возраста 3 лет, многие родители сталкиваются с проблемой, о которой не знали раньше – частые . Незнание и непонимание причин истерического поведения детей, а также тупик, как вести себя в такие моменты и прекратить пугающее поведение малыша – становится причиной паники многих мам и пап. Советы психолога помогут разобраться, в чем причина такого поведения у детей 3 лет, как бороться с истериками и предотвратить их в дальнейшем.

В воспитании такого ребенка родителям нужно запастись терпением, постоянно хвалить его, обнимать и ласкать, общаться на равных, выслушивать и привлекать к выполнению домашних обязанностей.

Сильный

Процессы возбуждения и торможения в мозге у таких детей уравновешены. Ребенок с сильным типом нервной системы практически всегда бодр и весел, легко общается с окружающими, а для появления истерического поведения ему нужен весомый повод.

Конфликтные ситуации с родителями и сверстниками у таких деток возникают крайне редко, они хорошо спят и кушают, охотно занимаются в различных кружках, но часто меняют увлечения, поскольку разобравшись в чем-то, они тут же теряют интерес к старому хобби. Отрицательные моменты в характере таких детей – это непостоянство, частое нарушений своих обещаний, трудности в соблюдении распорядка дня.

Неуравновешенный

Процессы возбуждения нервной системы такого ребенка в мозге преобладают над процессами торможения, поэтому он вспыльчивый, легковозбудимый и эмоционально неустойчивый. Ребенка могут ввести в состояние возбуждения новая игрушка или яркое событие. Поэтому такие детки плохо и некрепко спят, часто просыпаются и плачут по ночам.

В кругу сверстников неуравновешенный ребенок пытается захватить лидерство, быть в центре внимания и событий. Такие малыши не умеют доводить начатое до конца. Занимаясь каким-либо делом, они не выносят даже малейшей критики, могут вспылить, бросить все и уйти, при этом разозлившись и проявляя агрессию. Родителям таких детей можно посоветовать быть более гибкими и терпеливыми, учить малыша доводить все дела до конца, быть сдержанным и обязательным.

Медлительный

Такой тип нервной системы характеризуется замедленным возбуждением и преобладанием процесса торможения. Дети с медлительным типом нервной системы с рождения хорошо кушают и спят, они спокойны, могут долгое время находиться в одиночестве и не страдать от этого, самостоятельно находя себе развлечения.

Родители таких детей часто удивляются их сдержанности, рассудительности и предсказуемости. Ребенок медлителен, доводит любое начатое дело до завершения и не любит резкой смены обстановки. Он сдержан в эмоциях, поэтому родителям часто тяжело понять его настроение. Совет – побуждать чадо к активным действиям, развивающим двигательную и речевую активность.

Дети со слабым и неуравновешенным типами нервной системы наиболее склонны к истерикам в возрасте 3 лет. Чтобы исключить патологии и врожденные заболевания нервной системы, родителям рекомендуется показать малыша детскому неврологу.

Причины

Чем старше становится ребенок, тем больше у него появляется потребностей и желаний, которые не всегда поддерживают родители. Именно в 3-летнем возрасте ребенок начинает бурно проявлять эмоции и отвечать на запреты истериками.

Нужно знать об основных факторах, вызывающих бурный, истерический протест у детей:

Даже если родители установят истинную причину частых истерик у своего ребенка в возрасте 3 лет, они должны понимать, что эмоциональная сфера малыша недостаточно развита для того, чтобы вовремя остановиться и подавить бурю волнений. Ребенок не может контролировать свои эмоции, он не капризничает нарочно, но любое недопонимание или провоцирующий фактор способен вызвать капризы, перерастающие в истерические припадки.

Основное отличие истерики от капризов у ребенка в том, что капризничать малыш начинает осознанно. С помощью капризов маленький манипулятор пытается добиться своего, он может топать ногами, кричать и бросаться предметами, но контролирует себя, продолжая манипуляции до того момента, как получит желаемое или его накажут.

Истерика происходит у ребенка непроизвольно, эмоции вызывают целую бурю негодования, в состоянии припадка ребенок бьется головой о стены и пол, кричит, рыдает, многие дети склонны к появлению судорожного синдрома во время истерики. Свое название «истерический мост» такие судороги приобрели из-за позы ребенка – во время истерики он выгибается дугой.

Стадии истерик

Детские истерические припадки характеризуются следующей стадийностью:

  1. Крики. Это начальная стадия истерики, ребенок перестает слышать кого-либо, он громко кричит, пугая родителей, при этом никаких требований не выдвигает.
  2. Двигательное возбуждение. Проявляется паданием на пол, битьем головой о предметы, вырыванием волос и т.д. Малыш не чувствует болезненных ощущений в момент этой стадии истерики.
  3. Рыдания – ребенок плачет громко, навзрыд и без остановки долгое время. Весь его вид выражает обиду и недовольство. Поскольку ребенку тяжело справиться с эмоциями, после стадии рыданий, он будет долго всхлипывать, а эмоциональное состояние можно охарактеризовать как опустошенность. После истерики малыш может уснуть в дневное время, ночной сон будет неглубоким и прерывистым.

Бороться с истерикой можно на начальной стадии – стадии криков. Если же ребенок перешагнул 2 или 3 стадию – разговоры и попытки успокоить обычно не приносят результатов.

Как прекратить приступ

Многих неопытных родителей, впервые столкнувшихся с подобной ситуацией, интересует, как быстрее прекратить истерику у ребенка в возрасте 3 лет. Знаменитый педиатр Комаровский утверждает, что тактика поведения в период припадка должна быть следующей:

Не стоит шлепать по попе, кричать на ребенка и отчитывать его за плохое поведение во время истерики. Он все равно ничего не поймет, это только усилит взрыв эмоций. Тактика разговоров сработает только после окончания припадка. Если ребенок истерит в период поступления в детский сад, и никак не желает расставаться с матерью – не нужно долго держать его на руках и прощаться, рекомендуется оставить ребенка с воспитателем и быстрее уйти. Так время детской истерики сократится.

Истерики по ночам

Многие родители замечают, что кроха стал устраивать ночные истерики в возрасте з лет, которых не наблюдалось раньше. Малыш просыпается ночью, кричит, отказывается пить или идти на горшок, а зачастую мать даже не может понять, спит ребенок во время крика или находится в сознании.

Причин может быть несколько:

Чтобы наладить ночной сон и предотвратить истерики, нужно разобраться с причинами, провоцирующими их. Не лишним будет показать малыша детскому психологу.

Профилактика

Теперь осталось разобраться, как бороться с истериками у ребенка 3 лет, чтобы снизить их частоту и уровень эмоций во время приступов. Рекомендуется принять следующие меры:

Непосредственно после окончания истерического приступа нужно обнимать ребенка и стараться объяснять ему, что мама огорчена таким поведением (но не самим ребенком!). Малыш должен понимать, что родители хотят гордиться своим чадом, а таким некрасивым поведением гордиться невозможно. Немаловажно, чтобы ребенок понимал, что мама все равно его любит, несмотря на его плохое поведение и стремился свести капризы к минимуму.

Полностью предотвратить развитие истерик у малыша в возрасте 3 лет невозможно, этот этап эмоционального созревания должен пережить каждый ребенок. Но снизить частоту приступов можно, уделяя ему должное внимание, считаясь с его мнением и обучая его терпению и самоконтролю.

Многое зависит от поведения родителей – они должны быть внимательным к ребенку, и при малейших отклонениях от нормы (тяжелых приступах, прекращении дыхания во время истерики, судорожном синдроме), обратиться к детскому неврологу и психологу.

Большинство современных родителей очень много внимания уделяют раннему развитию детей, понимая, что до трех лет ребенок легко обучается в процессе игры, а после ему становится намного сложней усваивать новую информацию без хорошей начальной базы. И перед многими взрослыми встает вопрос: что должен знать ребенок в 3 года? Ответ на него, а также все об особенностях развития детей в этом возрасте вы узнаете из этой статьи.

Осторожно: кризис трех лет

Считается одним из первых ребенка, у всех он протекает по-разному, но все равно имеет место. Связан он с тем, что в этом возрасте начинается процесс становления самосознания малыша - старая картина действительности устаревает, а на ее место приходит новая. Для того чтобы избежать лишних конфликтов, стрессов и знать, как помочь ребенку в этот период, важно понимать следующие возрастные особенности детей 3 лет:

  • Появляется потребность в отделяется от взрослых, а действительность, ранее ограниченная в основном предметами и семейным кругом, становится миром взрослых людей.
  • Ребенок начинает противопоставлять себя взрослым, перестает слушаться и протестует против норм поведения, привитых ранее.
  • Именно в этот период малыш усваивает разницу между "хочу" и "должен", а обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными.
  • В этом возрасте активно развивается самооценка, на которую очень сильно влияет отношение взрослых.

Новые возможности

Но кроме сложностей поведения появляются полезные, увеличивающие способность к обучению особенности ребенка 3 лет:

  • Коммуникативная готовность: ребенок начинает взаимодействовать с другими людьми, руководствуясь правилами и нормами.
  • Когнитивная готовность: формируется благодаря которому дети способны думать о предметах и проводить сравнительный анализ, даже когда они их не видят.
  • Эмоциональное развитие: ребенок начинает управлять эмоциями, в том числе справляется с агрессией.
  • Появляется способность к счету и чтению.

Взаимодействуя с окружающей действительностью, ребенок познает мир и развивается, задача взрослых - помочь ему. При обучении важно учитывать и использовать что-то ребенок может сделать с помощью взрослых, а то, что он научился делать самостоятельно, должно вовремя становиться пройденным этапом.

Оценка речевого развития

До пяти лет речь развивается очень интенсивно, поэтому важно контролировать, не отстает ли ребенок, а при необходимости помогать ему. Для оценки развития речи существует следующий список того, что должен знать ребенок в 3 года:

  • Словарный запас составляет около тысячи слов.
  • При обозначении предметов, людей и животных практически используются полноценные слова, а не звуки или сокращенные варианты.
  • Различает и правильно употребляет приставочные глаголы (прибежал, убежал, выбежал).
  • Он умеет называть предметы, используя обобщающие слова ("фрукты" вместо "груша" и "яблоко").
  • Осваивает названия деталей предметов (может сказать, что у кастрюли есть дно и ручки).
  • Сопоставляет слова и понимает, что такое синонимы.
  • Придумывает собственные слова из уже ему известных.
  • Обращает внимание на неправильное произношение других детей, при этом сам звуки может проговаривать тоже неверно.
  • Умеет говорить так, что его может понять любой взрослый.

Как развить связную речь

Дальнейшее 3 лет включает: увеличение словарного запаса, тренировку правильности произношения звуков и построение предложений. Главная цель всех занятий - совершенствование связной осмысленной речи. Для этого можно заниматься по специальным журналам-пособиям с красочными картинками и упражнениями.

К сожалению, рассчитывать на долгую усидчивость ребенка нельзя, но можно запомнить основные задания для детей 3 лет и выполнять их с использованием понятий из реальной жизни:

  • Дома можно называть предметы и подбирать на примере игрушек, обуви, посуды и любых других вещей.
  • На прогулке можно говорить ребенку прилагательные и просить найти предметы им соответствующие, например, "высокий" (малыш указывает на дом) или "красная" (может быть машина). Преимущество такого упражнения в том, что малыш может найти в реальном мире гораздо больше подходящих вещей, чем на картинках.
  • На улице и дома можно задавать ребенку вопросы про предметы, которые он видит, например, где они находятся, какого цвета, зачем нужны и другие.

Учим стихи

В три года ребенок должен уметь запоминать и повторять 3-4 слова, которые сказал взрослый. Благодаря этой способности можно начинать учить стихи. Они тренируют память, внимание, развивают речь, обогащают словарный запас, расширяют представления о мире, а также помогают ребенку вырасти целеустремленным и уметь доводить начатые дела до конца.

Стишок для детей 3 лет не должен быть слишком большим: достаточно двух четверостиший. Прежде чем начинать учить стихотворение, взрослый должен его выразительно рассказать и обсудить содержание с ребенком. При желании можно нарисовать к тексту картинки. Каждое четверостишье учится по одной схеме: взрослый медленно проговаривает первую строчку и просит ребенка повторять за ним, пока он ее не запомнит. Затем учится вторая строчка и соединяется с первой, потом третья прибавляется к первым двум. Затем запоминается последняя, и первое четверостишье готово. Когда две части выучены, они соединяются, и стих читается целиком.

Легкий стишок для детей 3 лет о наступлении зимы:

Утром подошел к окну,
Удивился: "Ну и ну!
Спать я осенью ложился,
За ночь мир преобразился!

Шубки белые надели
И деревья, и дома.
Это значит, в самом деле
Ночью к нам пришла зима!"

Самые первые математические понятия

Первое знакомство с математикой начинается намного раньше, чем кажется, и от того, насколько оно будет успешным, зависят дальнейшие отношения ребенка с этой сложной наукой. Поможет оценить полноту представлений следующий список того, что должен знать ребенок в 3 года в сфере математики:

  • Уметь сравнивать предметы по ширине, длине, толщине и высоте.
  • Использовать в речи понятия "много" и "один", грамотно согласовывать их с существительными.
  • Уметь считать на пальцах до трех.
  • Знать и называть основные геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник и сравнивать предметы по форме.
  • Знать и употреблять в речи понятия: маленький, большой, меньше и больше.
  • Уметь сравнивать количество предметов.
  • Уметь находить предмету пару по заданному признаку.

Проверка познаний об окружающем мире

Некоторые родители недооценивают возможности своих трехлетних детей и не дают нужный объем нагрузки, а усиленные занятия начинают в период подготовки к школе и сталкиваются с нежеланием ребенка обучаться, потому что познавательная активность уже угасла. Для предотвращения подобных проблем важно вовремя выяснить, что должен знать ребенок в 3 года об окружающем мире, а при необходимости заполнить пробелы.

Ребенок в этом возрасте должен:

  • Знать, как выглядят и называются домашние и дикие животные.
  • Понимать, кто такие птицы, насекомые и рыбы, а также уметь называть по три-четыре представителя каждого класса.
  • Знать по три-четыре названия деревьев и цветов.
  • Уметь различать фрукты, овощи, грибы и ягоды, а также знать их основные названия.
  • Иметь представление о таких природных явлениях, как ветер, дождь, радуга, снег.
  • Знать и уметь называть части суток.
  • Иметь понятие о материалах, из которых сделаны окружающие вещи.

Оцениваем развитие мышления и моторики

Ребенок в три года должен уметь выполнять следующие действия:

  • собирать изображение из 2-4 частей;
  • видеть и объяснять несоответствие на картинке;
  • определять лишний предмет и обосновывать свой выбор;
  • объяснять, чем предметы похожи, а чем различаются;
  • разрезать бумагу ножницами;
  • отделять кусочки от пластилина и делать из них колбаски и шарики;
  • рисовать точки, кружки и различные виды линий;
  • заниматься пальчиковой гимнастикой.

Как развить мелкую моторику

Наиболее полезной для развития моторики считается лепка для детей 3 лет, но проявлять к ней интерес ребенок начинает намного раньше, например, когда воодушевленно размазывает кашу по столу. Лепить можно из пластилина или слоеного теста. Занятия помогают также развивать речь и закреплять имеющиеся представления об окружающем мире. Лепить можно при желании хоть каждый день, но и двух раз в неделю вполне достаточно. Для того чтобы занятия стали более увлекательными и не слишком сложными для ребенка, можно делать заготовки из бумажных основ и подбирать подходящие истории или стихи.

Цель первого опыта работы с пластилином: научить ребенка отрывать от него кусочки и лепить их на бумагу, можно нарисовать деревья и украшать их разноцветными листьями. На втором занятии нужно научиться катать шарики, можно украшать елочку новогодними игрушками. Во время третьего урока ребенок практикуется в раскатывании колбасок, из них можно будет сделать радугу или Для трехлетнего возраста этих простых приемов вполне достаточно.

Конечно, все дети индивидуальны и у них разный уровень способностей. Но именно от родителей зависит, как эти способности будут использованы. Важно внимательно следить за успехами ребенка, оценивать его уровень развития и постоянно давать новые и более сложные, но не менее интересные задания для детей 3 лет в игровой форме.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
О происхождении крымских татар О происхождении крымских татар Значение имени рашид и его характеристика Значение имени рашид и его характеристика Коррекционная (специальная) педагогика Коррекционная (специальная) педагогика