Государственный орган осуществляющий общегосударственное планирование 1920. Госплан ссср, функции

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Введение

1. История

21 августа 1923 была создана Государственная Комиссия СССР по Планированию при Совете Труда и Обороны СССР при Совете Народных Комиссаров СССР (СТО СССР). Изначально Госплан СССР играл консультативную роль, координируя планы союзных республик и вырабатывая общий план. С 1925 Госплан СССР начал формировать годовые план развития народного хозяйства СССР, которые назывались «контрольные цифры».

Прообразом его создания явилась Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), работавшая с 1920 по 1921 год.

1.1. Здание

Для понимания истории этого важнейшего для социалистической эпохи органа государственной власти СССР, необходимо кратко описать историю здания, занимаемого Госпланом СССР.

    Здание построено на месте Церкви Параскевы (Пятницы) преподобной в Охотном ряду (1686-1928)

    Основное здание находится на улице Охотный ряд, дом 6. Оно построено в 1934-1938 годах по проекту архитектора А. Я. Лангмана для размещения Совета Труда и Обороны, потом Совета Народных Комисаров СССР, Совета Министров СССР и, наконец, Госплана СССР. Здание имеет характерный имперский стиль - тяжелые колонны и широкие холлы.

    Вторым зданием Госплана СССР было здание выходившее на Георгиевский переулок, спроектированное в конце 70-х годов архитектором Н. Е. Гиговской. Оно совершенно иное по стилю, полностью состоит из стекла и бетона.

Между собой здания соединены переходом.

По некоторым данным, здание Госплана СССР было заминировано в 1941 году, и разминировано только в 1981 году. По счастливой случайности, строителями были обнаружены провода «идущие в никуда»

    В настоящее время в здании расположена Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Также для Госплана СССР в 1936 году по проекту выдающегося архитектора Константина Мельникова в соавторстве с архитектором В. И. Курочкиным на Авиамоторной улице в Москве был построен гараж, в настоящее время известный как гараж Госплана и являющийся памятником истории и культуры.

Предыдущие наименования и подчиненность Задачи и функции Госплана СССР

См. также: Пятилетка, Семилетка.

В Положении о Государственной общеплановой комиссии, утвержденной Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 февраля 1921, определено:

«При Совете Труда и Обороны создается общеплановая комиссия для разработки единого общегосударственного хозяйственного плана на основе плана электрификации и для общего наблюдения за осуществлением этого плана»

В начале своей деятельности Госплан СССР занимался изучением положения в экономике и составлением докладов по определённым проблемам, например, по восстановлению и развитю угледобывающих регионов. Разработка единого экономического плана страны началась с выпуска ежегодных контрольных цифр, директив на 1925-1926, которыми были определены ориентиры по всем отраслям экономики.

Основной задачей во все периоды своего существования являлось планирование экономики СССР, составление планов развития страны на различные сроки.

    В соответствии со статьей 49 Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918, к предмету ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов отнесено: «к) Установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики» .

    В соответствии со статьей 1 Конституции СССР, принятой II Всесоюзным съездом Советов СССР 31 января 1924, ведению верховных органов власти СССР отнесено: «з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик» .

    Статья 14 Конституции СССР, утвержденной Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 предусматривала, что в ведении СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления находится: «к) установление народнохозяйственных планов СССР», а статья 70 относила Госплан СССР к органам государственного управления, Председатель Госплана СССР входил в состав Совета Министров СССР .

    Статья 16 Конституции СССР , принятой Верховным советом СССР 7 октября 1977, предусматривала, что руководство «экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций». К ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и управления относится: «5) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой страны: определение основных направлений научно-технического прогресса и общих мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов; разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, утверждение отчетов об их выполнении», Контроль за выполнением государственных планов и заданий осуществляют органы народного контроля, образуемые советами народных депутатов (статья 92). Утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, осуществляется Верховным Советом СССР (статья 108). Совет Министров СССР: «2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представляет Верховному Совету СССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета» (статья 131). Упоминания Госплана СССР в этой Конституции отсутствует.

    Законом СССР от 19 декабря 1963 № 2000-VI Госплан СССР из общесоюзного преобразован в союзно-республиканский орган. Этим же актом определено, что Председатель Государственного планового комитета СССР входит в состав Совета Министров СССР (Ст. 70).

    Главной задачей Госплана СССР с конца 60 годов до ликвидации в 1991 году являлись: разработка в соответствии с Программой КПСС, директивами Центрального Комитета КПСС и решениями Совета Министров СССР государственных народнохозяйственных планов, обеспечивающих пропорциональное развитие народного хозяйства СССР, непрерывный рост и повышение эффективности общественного производства в целях создания материально-технической базы коммунизма, неуклонного повышения уроня жизни народа и укрепления обороноспособности страны.

«Государственные планы развития народного хозяйства СССР должны быть оптимальными, основываться на экономических законах социализма, на современных достижениях и перспективах развития науки и техники, на результатах научных исследований экономических и социальных проблем коммунистического строительства, всестороннего изучения общественных потребностей, на правильном сочетании отраслевого и территориального планирования, а также централизованного планирования с хозяйственной самостоятельностью предприятий и организаций. (Положение о Госплане СССР, утв. постановлением Совета Министров СССР от 9 сентября 1968 г. № 719)»

Работа Госплана СССР по планированию народного хозяйства координировалась с Центральным Статистическим Управлением (ЦСУ), Наркоматом финансов (позднее Министерством финансов СССР), Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ СССР), а позднее с ГКНТ СССР, Госбанком СССР и Госснабом СССР.

Эвакуация и мобилизация промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны

Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР от 7 августа 1941 г. № 421 «О порядке размещения эвакуируемых предприятий» на Госплан СССР возложена задача обеспечения эвакуации и мобилизации промышленности СССР. В частности, обращалось особое внимание на то, чтобы при размещении эвакуируемых предприятий преимущество было отдано авиационной промышленности, промышленности боеприпасов, вооружения, танков и бронеавтомобилей, чёрной, цветной и специальной металлургии, химии. Наркомам предписывалось согласовывать с Госпланом СССР и Советом по эвакуации конечные пункты для вывозимых в тыл предприятий и организацию дублирующих производств.

Н. А. Вознесенский был назначен уполномоченным ГКО по вопросам выполнения промышленностью плана производства боеприпасов, а его заместителем М. З. Сабуров

За июль-ноябрь 1941 года на восток страны было перебазировано более 1 500 промышленных предприятий и 7,5 миллионов человек - рабочих, инженеров, техников и других специалистов. Эвакуация промышленных предприятий осуществлялась в восточные районы РСФСР, а также в южные республики страны - Казахстан, Узбекистан, Таджикистан.

После войны

В мае 1955 года Госплан СССР был разделён на две части:

    Государственная Комиссия Совета Министров СССР по Перспективному Планированию разрабатывала долгосрочные планы на 10-15 лет

    Государственная экономическая комиссия Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства (Госэкономкомиссия) (1955-1957) - разрабатывала пятилетние планы.

2. Планы развития народного хозяйства СССР

Наши планы есть не планы-прогнозы, не планы-догадки, а планы-директивы, которые обязательны для руководящих органов и которые определяют направление нашего хозяйственного развития в будущем в масштабе всей страны .

С 1928 года Госплан СССР начал составлять пятилетние планы и контролировать их соблюдение.

2.1. Госплан СССР и реализация планов развития народного хозяйства СССР

Первая пятилетка (1928-1932)

    Были построены 1500 крупных предприятий, в том числе: автомобильные заводы в Москве (АЗЛК) и Нижнем Новгороде (ГАЗ), Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы).

    В этот же период (начало 1933) И. В. Сталин издал директиву: «Воспретить всем ведомствам, республикам и областям до опубликования официального издания Госплана СССР об итогах выполнения первой пятилетки издание каких-либо других итоговых работ, как сводных, так и отраслевых и районных с тем, что и после официального издания итогов пятилетки все работы по итогам могут издаваться лишь с разрешения Госплана СССР» , что безусловно свидетельствует о желании политического руководства страны подвергнуть цензуре статистические данные и, одновременно, усиливается центральная роль аппарата Госплана СССР в управлении народным хозяйством.

    На январском (1933) пленуме ЦК ВКП (б) было заявлено о выполнении первого пятилетнего плана за 4 года и 3 месяца

Вторая пятилетка (1933-1937)

О подготовке Госпланом СССР второго пятилетнего плана см. Р. Девис, О. В. Хлевнюк: «Вторая пятилетка: механизм смены экономической политики»

3. Аппарат Госплана СССР

3.1. Аппарат в 1920-х годах

На первых порах аппарат состоял из 40 экономистов, инженеров и другого персонала, к 1923 в нём насчитывалось уже 300 сотрудников, а к 1925 по всему СССР была создана сеть подчиняющихся Госплану СССР планирующих организаций.

Госплан СССР объединял в себе прежде всего функции высшего экспертного органа в экономике и научно-координационного центра.

Работу Аппарата Госплана СССР в 20 годах XX века хорошо иллюстрирует В. В. Кабанов в своей книге.

Возьмем фонд Госплана СССР, хранящийся в РГАЭ. Предположим, что нас интересует материал по сельскому хозяйству середины 20-х годов. Где его искать? Можно установить, что в состав комплекса войдут документы, образовавшиеся в результате деятельности президиума Госплана, сельскохозяйственной секции, а также всех других секций, работа которых в той или иной мере соприкасалась с вопросами сельского хозяйства. Прежде всего можно выделить экономико-статистическую секцию, осуществлявшую подготовительные работы для построения перспективного плана развития народного хозяйства, изучавшую вопросы методологии составления хлебно-фуражного баланса, урожайности, хлебных цен, крестьянских бюджетов и др. К проблемам внутреннего и внешнего рынка сельскохозяйственной продукции тяготеют материалы секций внутренней и внешней торговли. Вопросы машиностроения для сельского хозяйства раскрывают документы промышленной секции. Материалы сельскохозяйственной секции, готовившей вопрос к рассмотрению в президиуме Госплана, в обязательном порядке проходили стадию обсуждения во всех заинтересованных секциях. Предварительное обсуждение вопроса происходило в президиуме сельскохозяйственной секции и затем после утверждения его итоги поступали на рассмотрение президиума Госплана. Таким образом, первый тематический комплекс документов по тому или иному вопросу складывался сначала на уровне сельскохозяйственной секции и концентрировался в составе материалов приложений к протоколу заседания президиума сельскохозяйственной секции. Затем в окончательном виде с дополнением состава материалов, заключениями наркоматов и ведомств комплекс документов образуется в составе приложений к протоколам президиума Госплана.

Структура Госплана до прихода Вознесенского, семь секций: 1) учета и распределения материальных ресурсов и организации труда; 2) энергетики; 3) сельского хозяйства; 4) промышленности; 5) транспорта; 6) внешней торговли и концессий; 7) районирования. В 1927 г. к ним был добавлен сектор обороны Госплана СССР.

3.2. «Дело Госплана» в 1949 году

«Дело Госплана», «дело Вознесенского» и «ленинградское дело» тесно переплетались и дополняли друг друга, они были результатом соперничества и борьбы между соратниками Сталина в высших эшелонах власти.

Результатом принятия постановления Совета Министров СССР от 5 марта 1949 «О Госплане СССР»" и постановления Политбюро 11 сентября 1949 «О многочисленных фактах пропажи секретных документов в Госплане СССР» в аппарате Госплана СССР произошла существенная кадровая чистка:

К апрелю 1950 г. был проверен весь основной состав ответственных и технических работников - около 1400 человек. 130 человек были уволены, более 40 - переведены из Госплана на работу в другие организации. За год в Госплан было принято 255 новых работников. Из 12 заместителей Вознесенского убрали семерых, причем лишь один к апрелю 1950 г. арестован, а четверо получили новую ответственную работу (что также свидетельствовало о преимущественно неполитическом характере «дела Госплана»). Состав начальников управлений и отделов и их заместителей обновился на треть. Из 133 начальников секторов было заменено 35

Председатель Госплана Н. А. Вознесенский был снят со всех постов, выведен из Политбюро ЦК, исключен из ЦК ВКП(б) и из членов ВКП(б). 27 октября 1949 арестован, 1 октября 1950 расстрелян. Реабилитирован в 1954 .

3.3. Аппарат в 1980-х годах

Аппарат Госплана СССР состоял из отраслевых отделов (по отраслям промышленности, по сельскому хозяйству, транспорту, товарообороту, внешней торговле, культуре и образованию, здравоохранению, жилищному и коммунальному хозяйству, бытовому обслуживанию населения и др.) и сводных отделов (сводный отдел народного-хозяйственного плана, отдел территориального планирования и размещения производительных сил, сводный отдел капитальных вложений, сводный отдел материальных балансов и планов распределения, отдел труда, отдел финансов и себестоимости и др.

Госплан СССР в пределах своей компетенции издавал постановления, обязательные для исполнения всеми министерствами, ведомствами и др. организациями. Ему было предоставлено право привлекать для разработки проектов планов и отдельных народно-хозяйственных проблем АН СССР, академии наук союзных республик, отраслевые академии наук, научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские и др. организации и учреждения, а также отдельных учёных, специалистов и передовиков производства.

Председатели Госплана СССРПредседатели Госплана СССР являлись заместителями Председателя Совета Министров СССР. Заместители Председателя

20 годы

1921-1929-Осадчий, Пётр Семёнович - первый заместитель Председателя (1866-1943)1921-1938-Струмилин, Станислав Густавович - заместитель Председателя (1877-1974)1923-1927-Пятаков, Георгий Леонидович - заместитель Председателя (1890-1937)1925-1926-Смилга, Ивар Тенисович - заместитель Председателя (1892-1938)1926-1930- Вашков Н. Н. - заместитель Председателя, председатель секции электрификации Госплана СССР (1874-1953)1926-1928-Сокольников, Григорий Яковлевич - заместитель Председателя (1888-1939)1926-1927-Владимирский, Михаил Федорович - заместитель Председателя (1874-1951)1927-1931-Квиринг, Эммануил Ионович - заместитель Председателя (1888-1937)1928-1929-Гринько, Григорий Фёдорович - заместитель Председателя (1890-1938)1929-1934-Милютин, Владимир Павлович - заместитель Председателя (1884-1937)

30 годы

1930-1934-Смилга, Ивар Тенисович - заместитель Председателя - начальник Управления сводного планирования (1892-1938)1930-1937-Смирнов, Геннадий Иванович - заместитель Председателя (1903-1938)1931-1935-Межлаук, Валерий Иванович - первый заместитель Председателя (1893-1938)1931-1933-Оппоков, Георгий Ипполитович (Ломов А.) - заместитель Председателя (1888-1938)1932-1934-Гайстер, Арон Израилевич - заместитель Председателя (1899-1938)1932-1935-Оболенский, Валериан Валерианович - заместитель Председателя (1887-1937)1933-1933-Трояновский, Александр Антонович - заместитель Председателя (1882-1955)1934-1937-Квиринг, Эммануил Ионович - первый заместитель Председателя (1888-1937)1935-1937-Краваль, Иван Адамович - заместитель Председателя (1897-1938)1936-1937-Гуревич, Александр Иосифович - заместитель Председателя (1896-1937)1937-1937-Верменичев, Иван Дмитриевич - заместитель Председателя (1899-1938)1938-1940-Саутин, Иван Васильевич - заместитель Председателя (1905-1975)1939-1940-Кравцев, Георгий Георгиевич - первый заместитель Председателя (1908-1941)

40 годы

1940-1940-Косяченко, Григорий Петрович - заместитель Председателя (1901-1983)1940-1948-Старовский, Владимир Никонович - заместитель Председателя (1905-1975)1940-1941-Сабуров, Максим Захарович - первый заместитель Председателя (1900-1977)1940-1943-Кузнецов, Василий Васильевич - заместитель Председателя1940-1946-Панов, Андрей Дмитреевич - заместитель Председателя (1904-1963)1941-1944-Косяченко, Григорий Петрович - первый заместитель Председателя (1901-1983)1941-1945-Сорокин, Геннадий Михайлович - заместитель Председателя (1910-1990)1941-1948-Старовский, Владимир Никонович - заместитель Председателя (1905-1975)1942-1946-Митраков, Иван Лукич - заместитель Председателя1944-1946-Сабуров, Максим Захарович - первый заместитель Председателя (1900-1977)1945-1955-Борисов, Николай Андреевич - заместитель Председателя (1903-1955)1946-1947-Сабуров, Максим Захарович - заместитель Председателя (1900-1977)1946-1950-Панов, Андрей Дмитреевич - первый заместитель Председателя (1904-1963)1948-1957-Перов, Георгий Васильевич - заместитель Председателя (1905-1979)1949-1953-Косяченко, Григорий Петрович - первый заместитель Председателя (1901-1983)

50 годы

1951-1953 - Коробов, Анатолий Васильевич - заместитель Председателя (1907-1967)1952-1953 - Сорокин, Геннадий Михайлович - заместитель Председателя (1910-1990)1953-1953 - Пронин, Василий Прохорович - заместитель Председателя1955-1957 - Жимерин, Дмитрий Георгиевич - первый заместитель Председателя (1906-1995)1955-1957 - Яковлев, Михаил Данилович - заместитель Председателя (1910-1999)1955-1957 - Сорокин, Геннадий Михайлович - заместитель Председателя (1910-1990)1955-1957 - Каламкаров, Вартан Александрович - заместитель Председателя (1906-1992)1955-1957 - Хруничев, Михаил Васильевич - заместитель Председателя (1901-1961)1956-1957 - Косыгин, Алексей Николаевич - первый заместитель Председателя (1904-1980)1956-1957 - Малышев, Вячеслав Александрович - первый заместитель Председателя (1902-1957)1957-1959 - Перов, Георгий Васильевич - первый заместитель Председателя (1905-1979)1957-1962 - Зотов, Василий Петрович - заместитель Председателя1957-1961 - Мацкевич, Владимир Владимирович - заместитель Председателя (1909-1998)1957-1961 - Хруничев, Михаил Васильевич - первый заместитель Председателя (1901-1961)1958-1958 - Засядько, Александр Федорович - заместитель Председателя (1910-1963)1958-1958 - Рябиков, Василий Михайлович - заместитель Председателя1958-1960 - Лесечко, Михаил Авксентьевич - первый заместитель Председателя (1909-1984)

60 годы

1960-1962-Орлов, Георгий Михайлович - первый заместитель Председателя1960-1966-Коробов, Анатолий Васильевич - заместитель Председателя (1907-1967)1961-1961-Рябиков, Василий Михайлович - первый заместитель Председателя1961-1962-Дымшиц, Вениамин Эммануилович - первый заместитель Председателя1961-1965-Лобанов, Павел Павлович - заместитель Председателя (1902-1984)1963-1965-Степанов, Сергей Александрович - заместитель Председателя (1903-1976)1963-1965-Коробов, Анатолий Васильевич - заместитель Председателя (1907-1967)1963-1973-Горегляд, Алексей Адамович - первый заместитель Председателя1963-1965-Тихонов, Николай Александрович - заместитель Председателя1965-1973-Лебедев, Виктор Дмитриевич - заместитель Председателя (1917-1978)1965-1974-Рябиков, Василий Михайлович - первый заместитель Председателя1966-1973-Мисник, Михаил Иванович - заместитель Председателя (1913-1998)

70 годы

1973-1978-Лебедев, Виктор Дмитриевич - первый заместитель Председателя (1917-1978)1974-1983-Слюньков, Николай Никитович - заместитель Председателя1976-1988-Паскарь, Пётр Андреевич - первый заместитель Председателя1979-1982-Рыжков, Николай Иванович - первый заместитель Председателя1979-1983-Рябов, Яков Петрович - первый заместитель Председателя

80 годы

1980-1988-Воронин, Лев Алексеевич - первый заместитель Председателя1982-1985-Маслюков, Юрий Дмитриевич - первый заместитель Председателя1983-1989-Ситарян, Степан Армаисович - первый заместитель Председателя1988-1990-Паскарь, Пётр Андреевич - заместитель Председателя, начальник сводного отдела агропромышленного комплекса1988-1991-Анисимов, Павел Петрович - заместитель Председателя1988-1991-Трошин, Александр Николаевич - заместитель Председателя1988-1991-Серов, Валерий Михайлович - заместитель Председателя1989-1991-Дурасов, Владимир Александрович - первый заместитель Председателя1988-1989-Хоменко, Юрий Павлович - первый заместитель Председателя

90 годы

3.6. Структурные подразделения

1930-1931 - Экономико-статистический сектор (ЭСС)1931-1931 - Сектор народно-хозяйственного учета

    Отдел энергетики и электрификации

    • Подотдел атомных электростанций (1972)

    Отдел автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения

    Отдел по вопросам деятельности советских частей постоянных комиссий СЭВ

    Отдел топливной промышленности

    Отдел строительства и строительной индустрии

    Сводный отдел агропромышленного комплекса

    Сводный отдел народнохозяйственного плана

4. Комиссии при Госплане СССР

    Особая комиссия Совета Труда и Обороны при Государственной плановой комиссии СССР по рассмотрению уставов трестов (1923-1925)

    Государственная экспертная комиссия (ГЭК Госплана СССР)

    Междуведомственная комиссия по вопросам экономической реформы (образована 1965 - ?)

    Концессионный комитет Госплана СССР

    Совет технико-экономической экспертизы Госплана СССР

5. Институты при Госплане СССР

6. Организации при Госплане СССР

    Организации не все.

7. Издания Госплана СССР

Госплан СССР издавал с 1923 ежемесячный отраслевой журнал «Плановое хозяйство», удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

Литература

    Ленин В. И., Проект основного пункта постановления СТО об общеплановой комиссии, ПСС, 5 изд., т. 42, с. 338

    Ленин В. И., О придании законодательных функций Госплану, ПСС, 5 изд., т. 45, с. 349-53

    Ленин В. И., Об едином хозяйственном плане, ПСС, 5 изд., т. 42, с. 339-47

    Байбаков Н. К., Государственное плановое руководство - важнейшее условие успешного развития экономики СССР, «Плановое хозяйство», 1971, № 2, с. 5 - 19

    Струмилин С. Г., Планирование в СССР, М., 1957

Список литературы:

    Найденов Н. А. Москва. Соборы, монастыри и церкви. Ч. II: Белый город. М., 1882, N 23

    По данным Международного Социально-экологического союза

    s:Конституция РСФСР (1918)

    s:Конституция СССР (1924) первоначальная редакция

    s:Конституция СССР (1936) редакция 5.12.1936 г.

    s:Конституция СССР (1977)

    Вестник Финансовой академии, Выпуск 1(25)2003 год.

    Сталин И. В. Политический отчет Центрального Комитета XV съезду ВКП(б). Библиотека Михаила Грачева

    Цитата по книге В. З. Роговина «Власть и оппозиции»

    Р. Девис, О. В. Хлевнюк: «Вторая пятилетка: механизм смены экономической политики»

    В. В. Кабанов, «Источниковедение истории советского общества»

    Текст постановления на сайте Общественно-политического журнала «Прорыв»

    Хлевнюк О. В. Советская экономическая политика на рубеже 1940-1950-х годов и «дело Госплана», Отечественная история / РАН. Институт российской истории. - М.: Наука, 2001. - N 3.

    Вознесенский Николай Алексеевич, краткая биография

    Записка В. И. Ленина, ПСС т. 45

План
Введение
1 История
1.1 Здание
1.2 Предыдущие наименования и подчиненность
1.3 Задачи и функции Госплана СССР
1.3.1 Эвакуация и мобилизация промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны
1.3.2 После войны


2 Планы развития народного хозяйства СССР
2.1 Госплан СССР и реализация планов развития народного хозяйства СССР
2.1.1 Первая пятилетка (1928-1932)
2.1.2 Вторая пятилетка (1933-1937)


3 Аппарат Госплана СССР
3.1 Аппарат в 1920-х годах
3.2 «Дело Госплана» в 1949 году
3.3 Аппарат в 1980-х годах
3.4 Председатели Госплана СССР
3.5 Заместители Председателя
3.5.1 20 годы
3.5.2 30 годы
3.5.3 40 годы
3.5.4 50 годы
3.5.5 60 годы
3.5.6 70 годы
3.5.7 80 годы
3.5.8 90 годы

3.6 Структурные подразделения

4 Комиссии при Госплане СССР
5 Институты при Госплане СССР
6 Организации при Госплане СССР
7 Издания Госплана СССР

Список литературы

Введение

1. История

21 августа 1923 была создана Государственная Комиссия СССР по Планированию при Совете Труда и Обороны СССР при Совете Народных Комиссаров СССР (СТО СССР). Изначально Госплан СССР играл консультативную роль, координируя планы союзных республик и вырабатывая общий план. С 1925 Госплан СССР начал формировать годовые план развития народного хозяйства СССР, которые назывались «контрольные цифры».

Прообразом его создания явилась Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), работавшая с 1920 по 1921 год.

1.1. Здание

Для понимания истории этого важнейшего для социалистической эпохи органа государственной власти СССР, необходимо кратко описать историю здания, занимаемого Госпланом СССР.

· Здание построено на месте Церкви Параскевы (Пятницы) преподобной в Охотном ряду (1686-1928)

· Основное здание находится на улице Охотный ряд, дом 6. Оно построено в 1934-1938 годах по проекту архитектора А. Я. Лангмана для размещения Совета Труда и Обороны, потом Совета Народных Комисаров СССР, Совета Министров СССР и, наконец, Госплана СССР. Здание имеет характерный имперский стиль - тяжелые колонны и широкие холлы.

· Вторым зданием Госплана СССР было здание выходившее на Георгиевский переулок, спроектированное в конце 70-х годов архитектором Н. Е. Гиговской. Оно совершенно иное по стилю, полностью состоит из стекла и бетона.

Между собой здания соединены переходом.

По некоторым данным, здание Госплана СССР было заминировано в 1941 году, и разминировано только в 1981 году. По счастливой случайности, строителями были обнаружены провода «идущие в никуда»

· В настоящее время в здании расположена Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Также для Госплана СССР в 1936 году по проекту выдающегося архитектора Константина Мельникова в соавторстве с архитектором В. И. Курочкиным на Авиамоторной улице в Москве был построен гараж, в настоящее время известный как гараж Госплана и являющийся памятником истории и культуры.

Предыдущие наименования и подчиненность Задачи и функции Госплана СССР

См. также: Пятилетка, Семилетка.

В Положении о Государственной общеплановой комиссии, утвержденной Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 февраля 1921, определено:

«При Совете Труда и Обороны создается общеплановая комиссия для разработки единого общегосударственного хозяйственного плана на основе плана электрификации и для общего наблюдения за осуществлением этого плана»

В начале своей деятельности Госплан СССР занимался изучением положения в экономике и составлением докладов по определённым проблемам, например, по восстановлению и развитю угледобывающих регионов. Разработка единого экономического плана страны началась с выпуска ежегодных контрольных цифр, директив на 1925-1926, которыми были определены ориентиры по всем отраслям экономики.

Основной задачей во все периоды своего существования являлось планирование экономики СССР, составление планов развития страны на различные сроки.

· В соответствии со статьей 49 Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918, к предмету ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов отнесено: «к) Установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».

· В соответствии со статьей 1 Конституции СССР, принятой II Всесоюзным съездом Советов СССР 31 января 1924, ведению верховных органов власти СССР отнесено: «з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик».

· Статья 14 Конституции СССР, утвержденной Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 предусматривала, что в ведении СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления находится: «к) установление народнохозяйственных планов СССР», а статья 70 относила Госплан СССР к органам государственного управления, Председатель Госплана СССР входил в состав Совета Министров СССР.

· Статья 16 Конституции СССР, принятой Верховным советом СССР 7 октября 1977, предусматривала, что руководство «экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций». К ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и управления относится: «5) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой страны: определение основных направлений научно-технического прогресса и общих мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов; разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, утверждение отчетов об их выполнении», Контроль за выполнением государственных планов и заданий осуществляют органы народного контроля, образуемые советами народных депутатов (статья 92). Утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, осуществляется Верховным Советом СССР (статья 108). Совет Министров СССР: «2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представляет Верховному Совету СССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета» (статья 131). Упоминания Госплана СССР в этой Конституции отсутствует.

· Законом СССР от 19 декабря 1963 № 2000-VI Госплан СССР из общесоюзного преобразован в союзно-республиканский орган. Этим же актом определено, что Председатель Государственного планового комитета СССР входит в состав Совета Министров СССР (Ст. 70).

· Главной задачей Госплана СССР с конца 60 годов до ликвидации в 1991 году являлись: разработка в соответствии с Программой КПСС, директивами Центрального Комитета КПСС и решениями Совета Министров СССР государственных народнохозяйственных планов, обеспечивающих пропорциональное развитие народного хозяйства СССР, непрерывный рост и повышение эффективности общественного производства в целях создания материально-технической базы коммунизма, неуклонного повышения уроня жизни народа и укрепления обороноспособности страны.

«Государственные планы развития народного хозяйства СССР должны быть оптимальными, основываться на экономических законах социализма, на современных достижениях и перспективах развития науки и техники, на результатах научных исследований экономических и социальных проблем коммунистического строительства, всестороннего изучения общественных потребностей, на правильном сочетании отраслевого и территориального планирования, а также централизованного планирования с хозяйственной самостоятельностью предприятий и организаций. (Положение о Госплане СССР, утв. постановлением Совета Министров СССР от 9 сентября 1968 г. № 719)»

Работа Госплана СССР по планированию народного хозяйства координировалась с Центральным Статистическим Управлением (ЦСУ), Наркоматом финансов (позднее Министерством финансов СССР), Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ СССР), а позднее с ГКНТ СССР, Госбанком СССР и Госснабом СССР.

Эвакуация и мобилизация промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны

Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР от 7 августа 1941 г. № 421 «О порядке размещения эвакуируемых предприятий» на Госплан СССР возложена задача обеспечения эвакуации и мобилизации промышленности СССР. В частности, обращалось особое внимание на то, чтобы при размещении эвакуируемых предприятий преимущество было отдано авиационной промышленности, промышленности боеприпасов, вооружения, танков и бронеавтомобилей, чёрной, цветной и специальной металлургии, химии. Наркомам предписывалось согласовывать с Госпланом СССР и Советом по эвакуации конечные пункты для вывозимых в тыл предприятий и организацию дублирующих производств.

Н. А. Вознесенский был назначен уполномоченным ГКО по вопросам выполнения промышленностью плана производства боеприпасов, а его заместителем М. З. Сабуров

За июль-ноябрь 1941 года на восток страны было перебазировано более 1 500 промышленных предприятий и 7,5 миллионов человек - рабочих, инженеров, техников и других специалистов. Эвакуация промышленных предприятий осуществлялась в восточные районы РСФСР, а также в южные республики страны - Казахстан, Узбекистан, Таджикистан.

После войны

В мае 1955 года Госплан СССР был разделён на две части:

· Государственная Комиссия Совета Министров СССР по Перспективному Планированию разрабатывала долгосрочные планы на 10-15 лет

Источник - Википедия

Госплан СССР
(Государственный плановый комитет Совета Министров СССР) - государственный орган, осуществлявший общегосударственное планирование развития народного хозяйства СССР и контроль выполнения народнохозяйственных планов. В союзных республиках (в том числе и России) и автономных образованиях существовали государственные плановые комиссии (в России - Государственная плановая комиссия РСФСР), в областях (в том числе и автономных областях) - областные плановые комиссии, в районах - районные плановые комиссии, в городах - городские плановые комиссии.

21 августа 1923 была создана Государственная Комиссия СССР по Планированию при Совете Труда и Обороны СССР (СТО СССР) при Совете Народных Комиссаров СССР.
Прообразом его создания явилась Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), работавшая с 1920 по 1921 год.
В Положении о Государственной общеплановой комиссии, утверждённой Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 февраля 1921, определено:
«При Совете Труда и Обороны создаётся общеплановая комиссия для разработки единого общегосударственного хозяйственного плана на основе плана электрификации и для общего наблюдения за осуществлением этого плана»
Изначально Госплан СССР играл консультативную роль, координируя планы союзных республик и вырабатывая общий план. С 1925 Госплан СССР начал формировать годовые планы развития народного хозяйства СССР, которые назывались «контрольные цифры».
В начале своей деятельности Госплан СССР занимался изучением положения в экономике и составлением докладов по определённым проблемам, например, по восстановлению и развитию угледобывающих регионов. Разработка единого экономического плана страны началась с выпуска ежегодных контрольных цифр, директив на 1925-1926, которыми были определены ориентиры по всем отраслям экономики.
На первых порах аппарат Госплана состоял из 40 экономистов, инженеров и другого персонала, к 1923 в нём насчитывалось уже 300 сотрудников, а к 1925 по всему СССР была создана сеть подчиняющихся Госплану СССР планирующих организаций.
Госплан СССР объединял в себе прежде всего функции высшего экспертного органа в экономике и научно-координационного центра.
Работу Аппарата Госплана СССР в 1920-х годах иллюстрирует В. В. Кабанов в своей книге.
Возьмем фонд Госплана СССР, хранящийся в РГАЭ. Предположим, что нас интересует материал по сельскому хозяйству середины 20-х годов. Где его искать?
Можно установить, что в состав комплекса войдут документы, образовавшиеся в результате деятельности президиума Госплана, сельскохозяйственной секции, а также всех других секций, работа которых в той или иной мере соприкасалась с вопросами сельского хозяйства. Прежде всего можно выделить экономико-статистическую секцию, осуществлявшую подготовительные работы для построения перспективного плана развития народного хозяйства, изучавшую вопросы методологии составления хлебно-фуражного баланса, урожайности, хлебных цен, крестьянских бюджетов и др. К проблемам внутреннего и внешнего рынка сельскохозяйственной продукции тяготеют материалы секций внутренней и внешней торговли. Вопросы машиностроения для сельского хозяйства раскрывают документы промышленной секции. Материалы сельскохозяйственной секции, готовившей вопрос к рассмотрению в президиуме Госплана, в обязательном порядке проходили стадию обсуждения во всех заинтересованных секциях. Предварительное обсуждение вопроса происходило в президиуме сельскохозяйственной секции и затем после утверждения его итоги поступали на рассмотрение президиума Госплана.
Таким образом, первый тематический комплекс документов по тому или иному вопросу складывался сначала на уровне сельскохозяйственной секции и концентрировался в составе материалов приложений к протоколу заседания президиума сельскохозяйственной секции. Затем в окончательном виде с дополнением состава материалов, заключениями наркоматов и ведомств комплекс документов образуется в составе приложений к протоколам президиума Госплана.
Структура Госплана до прихода Н. А. Вознесенского , состояла из семи секций:
учёта и распределения материальных ресурсов и организации труда;
энергетики;
сельского хозяйства;
промышленности;
транспорта;
внешней торговли и концессий;
районирования.
В 1927 году к ним был добавлен сектор обороны Госплана СССР.

Под руководством Госплана СССР были успешно реализована масштабные программы индустриализации СССР, превратившей СССР из преимущественно аграрной страны в ведущую индустриальную державу.
В ходе первой пятилетки (1928-1932) были построены 1500 крупных предприятий, в том числе: автомобильные заводы в Москве (АЗЛК) и Нижнем Новгороде (ГАЗ), Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский и Харьковский тракторные заводы).
На январском (1933) пленуме ЦК ВКП(б) было заявлено о выполнении первого пятилетнего плана за 4 года и 3 месяца.
В результате выполнения второго пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР было введено в действие 4500 крупных государственных промышленных предприятий. О подготовке Госпланом СССР второго пятилетнего плана см. Р. Девис, О. В. Хлевнюк: «Вторая пятилетка: механизм смены экономической политики»

Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР от 7 августа 1941 г. № 421 «О порядке размещения эвакуируемых предприятий» на Госплан СССР возложена задача обеспечения эвакуации и мобилизации промышленности СССР. В частности, обращалось особое внимание на то, чтобы при размещении эвакуируемых предприятий преимущество было отдано авиационной промышленности, промышленности боеприпасов, вооружения, танков и бронеавтомобилей, чёрной, цветной и специальной металлургии, химии. Наркомам предписывалось согласовывать с Госпланом СССР и Советом по эвакуации конечные пункты для вывозимых в тыл предприятий и организацию дублирующих производств.
Н. А. Вознесенский был назначен уполномоченным ГКО по вопросам выполнения промышленностью плана производства боеприпасов, а его заместителем М. З. Сабуров
За июль-ноябрь 1941 года на восток страны было перебазировано более 1 500 промышленных предприятий и 7,5 миллионов человек - рабочих, инженеров, техников и других специалистов. Эвакуация промышленных предприятий осуществлялась в восточные районы РСФСР, а также в южные республики страны - Казахстан, Узбекистан, Таджикистан.

В 1945 году началась активная работа над советским атомным проектом , для управления работами был создан Спецкомитет. Госплану отводилась особая роль в деятельности спецкомитета:
Руководитель Госплана Н. А. Вознесенский вошёл в состав спецкомитета;
В Госплане было создано Управление № 1, которое отвечало за работу Спецкомитета. Начальником Управления № 1 И. В. Сталин назначил Н. А. Борисова , освободив его от других обязанностей в Госплане.
Также на Госплан возлагались задачи снабжения организаций атомной отрасли, ответственным за их выполнение назначался сам руководитель Госплана Вознесенский.
В 1949 году органы государственной безопасности начали организацию крупнейшей серии политических процессов в послевоенный период - так называемого «Ленинградского дела» . Руководитель Госплана Вознесенский должен был стать ключевой фигурой заговора по свержению советской власти и отделению России от СССР, сделав столицей нового государства Ленинград. «Ленинградское дело», «дело Вознесенского» и «Дело Госплана» тесно переплетались и дополняли друг друга, они были результатом соперничества и борьбы между соратниками Сталина в высших эшелонах власти.
Результатом принятия постановления Совета Министров СССР от 5 марта 1949 года «О Госплане СССР» и постановления Политбюро от 11 сентября 1949 года «О многочисленных фактах пропажи секретных документов в Госплане СССР» стала существенная кадровая чистка в аппарате Госплана СССР:
К апрелю 1950 года был проверен весь основной состав ответственных и технических работников - около 1400 человек. 130 человек были уволены, более 40 - переведены из Госплана на работу в другие организации. За год в Госплан было принято 255 новых работников. Из 12 заместителей Вознесенского убрали семерых, причем лишь один к апрелю 1950 г. арестован, а четверо получили новую ответственную работу (что также свидетельствовало о преимущественно неполитическом характере «дела Госплана»). Состав начальников управлений и отделов и их заместителей обновился на треть. Из 133 начальников секторов было заменено 35
.
Председатель Госплана Н. А. Вознесенский был снят со всех постов, выведен из Политбюро ЦК, исключен из ЦК ВКП(б) и из членов ВКП(б). 27 октября 1949 года арестован, 1 октября 1950 расстрелян . Реабилитирован в 1954.
В мае 1955 года Госплан СССР был разделён на две части:
Государственная Комиссия Совета Министров СССР по Перспективному Планированию разрабатывала долгосрочные планы на 10-15 лет
Государственная экономическая комиссия Совета Министров СССР по текущему планированию народного хозяйства (Госэкономкомиссия) (1955-1957) - разрабатывала пятилетние планы.
24 ноября 1962 года Госплан СМ СССР преобразован в Совет народного хозяйства СССР. В тот же день образован новый Госплан СМ СССР на базе Государственного научно-экономического совета СМ СССР.
Позднее Госплан ещё несколько раз переименовывался, что видно из таблицы ниже.
Преемником Госплана СССР условно можно считать Министерство экономического развития и торговли РФ (формально говоря, оно является преемником Госплана РСФСР).

Официальные наименования и подчиненность

1921-1923 Государственная общеплановая комиссия при Совете Труда и Обороны РСФСР
1923-1931 Государственная плановая комиссия при Совете Труда и Обороны СССР
1931-1946 Государственная плановая комиссия при Совете Народных Комиссаров СССР
1946-1946 Государственная плановая комиссия при Совете Министров СССР
1946-1948 Государственная плановая комиссия Совета Министров СССР
1948-1955 Государственный плановый комитет Совета Министров СССР
1955-1957 Государственная плановая комиссия Совета Министров СССР по перспективному планированию народного хозяйства СССР
1957-1963 Государственный плановый комитет Совета Министров СССР
1963-1965 Государственный плановый комитет СССР Высшего совета народного хозяйства СССР
1965-1991 Государственный плановый комитет СССР Совета Министров СССР
1991-1991 Министерство экономики и прогнозирования СССР

Основной задачей во все периоды своего существования являлось планирование экономики СССР, составление планов развития страны на различные сроки.
В соответствии со статьей 49 Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918, к предмету ведения Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов отнесено: «к) Установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».
В соответствии со статьей 1 Конституции СССР, принятой II Всесоюзным съездом Советов СССР 31 января 1924, ведению верховных органов власти СССР отнесено: «з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик».
Статья 14 Конституции СССР, утверждённой Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 предусматривала, что в ведении СССР в лице его высших органов власти и органов государственного управления находится: «к) установление народнохозяйственных планов СССР», а статья 70 относила Госплан СССР к органам государственного управления, Председатель Госплана СССР входил в состав Совета Министров СССР.
Статья 16 Конституции СССР, принятой Верховным советом СССР 7 октября 1977, предусматривала, что руководство «экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций». К ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и управления относится: «5) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой страны: определение основных направлений научно-технического прогресса и общих мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов; разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, утверждение отчётов об их выполнении», Контроль выполнения государственных планов и заданий осуществляют органы народного контроля, образуемые советами народных депутатов (статья 92). Утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, осуществляется Верховным Советом СССР (статья 108). Совет Министров СССР: «2) разрабатывает и вносит в Верховный Совет СССР текущие и перспективные государственные планы экономического и социального развития СССР, государственный бюджет СССР; принимает меры по осуществлению государственных планов и бюджета; представляет Верховному Совету СССР отчеты о выполнении планов и исполнении бюджета» (статья 131). Упоминания Госплана СССР в этой Конституции отсутствует.
Законом СССР от 19 декабря 1963 № 2000-VI Госплан СССР из общесоюзного преобразован в союзно-республиканский орган. Этим же актом определено, что Председатель Государственного планового комитета СССР входит в состав Совета Министров СССР (Ст. 70).
Главной задачей Госплана СССР с конца 60 годов до ликвидации в 1991 году являлись: разработка в соответствии с Программой КПСС, директивами Центрального Комитета КПСС и решениями Совета Министров СССР государственных народнохозяйственных планов, обеспечивающих пропорциональное развитие народного хозяйства СССР, непрерывный рост и повышение эффективности общественного производства в целях создания материально-технической базы коммунизма, неуклонного повышения уровня жизни народа и укрепления обороноспособности страны.
«Государственные планы развития народного хозяйства СССР должны быть оптимальными, основываться на экономических законах социализма, на современных достижениях и перспективах развития науки и техники, на результатах научных исследований экономических и социальных проблем коммунистического строительства, всестороннего изучения общественных потребностей, на правильном сочетании отраслевого и территориального планирования, а также централизованного планирования с хозяйственной самостоятельностью предприятий и организаций. (Положение о Госплане СССР, утверждённое постановлением Совета Министров СССР от 9 сентября 1968 г. № 719)»
Работа Госплана СССР по планированию народного хозяйства координировалась с Центральным Статистическим Управлением (ЦСУ), Наркоматом финансов (позднее Министерством финансов СССР), Высшим советом народного хозяйства (ВСНХ СССР), а позднее с ГКНТ СССР, Госбанком СССР и Госснабом СССР.
С 1928 года Госплан СССР начал составлять пятилетние планы и контролировать их соблюдение.

Период реализации Порядковый номер Наименование документа Утвержден
1928-1932 I пятилетний план Директивы по составлению пятилетнего плана развития народного хозяйства XV съезд ВКП(б) в 1927; Принят V Всесоюзным съездом Советов в 1929
1933-1937 II пятилетний план Резолюция «О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР» XVII съезд ВКП(б) в 1934
1938-1942 III пятилетний план - сорван началом Великой Отечественной войны Резолюция XVIII съезда ВКП(б) по докладу тов. Молотова XVIII съезд ВКП(б) в 1939
1946-1950 IV пятилетний план Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства (на 1946-1950 годы) первой сессией Верховного Совета СССР18 марта 1946
1951-1955 V пятилетний план Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР XIX съезд КПСС в 1952
1956-1960 VI пятилетний план - вместо неё с 1959по 1965 была семилетка Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР XX съезд КПСС в 1956
1959-1965 VII пятилетний план (семилетка) Директивы по семилетнему плану развития народного хозяйства СССР XXI съезд КПСС в 1959
1966-1970 VIII пятилетний план Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР XXIII съезд КПСС в 1966
1971-1975 IX пятилетний план Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР XXIV съезд КПСС в 1971
1976-1980 X пятилетний план Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 гг. XXV съезд КПСС в 1976
1981-1985 XI пятилетний план Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981-1985 гг. и на период до 1990 г. XXVI съезд КПСС в 1981
1986-1990 XII пятилетний план Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на перспективу до 2000 года XXVII съезд КПСС в 1986
1991-1995 XIII пятилетний план Не был реализован в связи с распадом СССР.

Наши планы есть не планы-прогнозы, не планы-догадки, а планы-директивы, которые обязательны для руководящих органов и которые определяют направление нашего хозяйственного развития в будущем в масштабе всей страны.
- И. В. Сталин - 3 декабря 1927

Административная структура
Аппарат Госплана СССР в 1980-х годах состоял из отраслевых отделов (по отраслям промышленности, по сельскому хозяйству, транспорту, товарообороту, внешней торговле, культуре и образованию, здравоохранению, жилищному и коммунальному хозяйству, бытовому обслуживанию населения и др.) и сводных отделов (сводный отдел народного хозяйственного плана, отдел территориального планирования и размещения производительных сил, сводный отдел капитальных вложений, сводный отдел материальных балансов и планов распределения, отдел труда, отдел финансов и себестоимости и др.
Госплан СССР в пределах своей компетенции издавал постановления, обязательные для исполнения всеми министерствами, ведомствами и др. организациями. Ему было предоставлено право привлекать для разработки проектов планов и отдельных народно-хозяйственных проблем АН СССР, академии наук союзных республик, отраслевые академии наук, научно-исследовательские и проектные институты, конструкторские и др. организации и учреждения, а также отдельных учёных, специалистов и передовиков производства.

Структурные подразделения
1930-1931 - Экономико-статистический сектор (ЭСС)
1931-1931 - Сектор народно-хозяйственного учета
Отдел энергетики и электрификации
Подотдел атомных электростанций (1972)
Отдел автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения
Отдел по вопросам деятельности советских частей постоянных комиссий СЭВ
Отдел топливной промышленности
Отдел строительства и строительной индустрии
Сводный отдел агропромышленного комплекса
Сводный отдел народнохозяйственного плана
Первый отдел

Комиссии при Госплане СССР
Особая комиссия Совета Труда и Обороны при Государственной плановой комиссии СССР по рассмотрению уставов трестов (1923-1925)
Государственная экспертная комиссия (ГЭК Госплана СССР)
Междуведомственная комиссия по вопросам экономической реформы (образована 1965 - ?)
Концессионный комитет Госплана СССР
Совет технико-экономической экспертизы Госплана СССР
Комиссия по бронированию рабочей силы за народным хозяйством (ответственный секретарь 1969-1990 гг. генерал-майор Малафеев С. П.)

Председатели Госплана СССР
Председатели Госплана СССР являлись заместителями Председателя Совета Министров СССР.

Фамилия, Имя и Отчество Период работы Годы жизни Примечания
Кржижановский, Глеб Максимилианович 1921-1923 1872-1959 1921 ГОЭЛРО
Цюрупа, Александр Дмитриевич 1923-1925 1870-1928
Кржижановский, Глеб Максимилианович 1925-1930 1872-1959 1928 1-я пятилетка
Куйбышев, Валериан Владимирович 1930-1934 1888-1935
Межлаук, Валерий Иванович 1934-1937 1893-1938
Смирнов, Геннадий Иванович 1937-1937 1903-1938 февраль - октябрь
Межлаук, Валерий Иванович 1937-1937 1893-1938 октябрь - декабрь
Вознесенский, Николай Алексеевич 1938-1941 1903-1950
Сабуров, Максим Захарович 1941-1942 1900-1977 с 10 марта 1941 по декабрь 1942
Вознесенский, Николай Алексеевич 1942-1949 1903-1950
Сабуров, Максим Захарович 1949-1953 1900-1977
Косяченко, Григорий Петрович 1953-1953 1901-1983 март - июнь
Сабуров, Максим Захарович 1953-1955 1900-1977
Байбаков, Николай Константинович 1955-1957 1911-2008 1957 хрущевская реформа
Кузьмин, Иосиф Иосифович 1957-1959 1910-1996
Косыгин, Алексей Николаевич 1959-1960 1904-1980
Новиков, Владимир Николаевич 1960-1962 1907-2000
Дымшиц, Вениамин Эммануилович 1962-1962 1910-1993 июль - ноябрь
Ломако, Пётр Фаддеевич 1962-1965 1904-1990
Байбаков, Николай Константинович 1965-1985 1911-2008 Экономическая реформа 1965 года
Талызин, Николай Владимирович 1985-1988 1929-1991 1987-88 осуществлен демонтаж плановой экономики (законы «О госпредприятии» и «О кооперации»)
Маслюков, Юрий Дмитриевич 1988-1991 1937-2010

Заместители Председателя
1921-1929-Осадчий, Пётр Семёнович - первый заместитель Председателя (1866-1943)
1921-1938-Струмилин, Станислав Густавович - заместитель Председателя (1877-1974)
1923-1927-Пятаков, Георгий Леонидович - заместитель Председателя (1890-1937)
1925-1926-Смилга, Ивар Тенисович - заместитель Председателя (1892-1938)
1926-1930- Вашков Н. Н. - заместитель Председателя, председатель секции электрификации Госплана СССР (1874-1953)
1926-1928-Сокольников, Григорий Яковлевич - заместитель Председателя (1888-1939)
1926-1927-Владимирский, Михаил Федорович - заместитель Председателя (1874-1951)
1927-1931-Квиринг, Эммануил Ионович - заместитель Председателя (1888-1937)
1928-1929-Гринько, Григорий Фёдорович - заместитель Председателя (1890-1938)
1929-1934-Милютин, Владимир Павлович - заместитель Председателя (1884-1937)
1930-1934-Смилга, Ивар Тенисович - заместитель Председателя - начальник Управления сводного планирования (1892-1938)
1930-1937-Смирнов, Геннадий Иванович - заместитель Председателя (1903-1938)
1931-1935-Межлаук, Валерий Иванович - первый заместитель Председателя (1893-1938)
1931-1933-Оппоков, Георгий Ипполитович (Ломов А.) - заместитель Председателя (1888-1938)
1932-1934-Гайстер, Арон Израилевич - заместитель Председателя (1899-1938)
1932-1935-Оболенский, Валериан Валерианович - заместитель Председателя (1887-1937)
1933-1933-Трояновский, Александр Антонович - заместитель Председателя (1882-1955)
1934-1937-Квиринг, Эммануил Ионович - первый заместитель Председателя (1888-1937)
1935-1937-Краваль, Иван Адамович - заместитель Председателя (1897-1938)
1936-1937-Гуревич, Александр Иосифович - заместитель Председателя (1896-1937)
1937-1937-Верменичев, Иван Дмитриевич - заместитель Председателя (1899-1938)
1938-1940-Саутин, Иван Васильевич - заместитель Председателя (1905-1975)
1939-1940-Кравцев, Георгий Георгиевич - первый заместитель Председателя (1908-1941)
1940-1940-Косяченко, Григорий Петрович - заместитель Председателя (1901-1983)
1940-1948-Старовский, Владимир Никонович - заместитель Председателя (1905-1975)
1940-1941-Сабуров, Максим Захарович - первый заместитель Председателя (1900-1977)
1940-1943-Кузнецов, Василий Васильевич - заместитель Председателя (1901-1990)
1940-1946-Панов, Андрей Дмитреевич - заместитель Председателя (1904-1963)
1940-1949-Кирпичников Петр Иванович-заместитель Председателя (1903-1980)
1941-1944-Косяченко, Григорий Петрович - первый заместитель Председателя (1901-1983)
1941-1945-Сорокин, Геннадий Михайлович - заместитель Председателя (1910-1990)
1941-1948-Старовский, Владимир Никонович - заместитель Председателя (1905-1975)
1942-1946-Митраков, Иван Лукич - заместитель Председателя (1905-1995)
1944-1946-Сабуров, Максим Захарович - первый заместитель Председателя (1900-1977)
1945-1955-Борисов, Николай Андреевич - заместитель Председателя (1903-1955)
1946-1947-Сабуров, Максим Захарович - заместитель Председателя (1900-1977)
1946-1950-Панов, Андрей Дмитреевич - первый заместитель Председателя (1904-1963)
1948-1957-Перов, Георгий Васильевич - заместитель Председателя (1905-1979)
1949-1953-Косяченко, Григорий Петрович - первый заместитель Председателя (1901-1983)
1951-1953 - Коробов, Анатолий Васильевич - заместитель Председателя (1907-1967)
1952-1953 - Сорокин, Геннадий Михайлович - заместитель Председателя (1910-1990)
1953-1953 - Пронин, Василий Прохорович - заместитель Председателя (1905-1993)
1955-1957 - Жимерин, Дмитрий Георгиевич - первый заместитель Председателя (1906-1995)
1955-1957 - Яковлев, Михаил Данилович - заместитель Председателя (1910-1999)
1955-1957 - Сорокин, Геннадий Михайлович - заместитель Председателя (1910-1990)
1955-1957 - Каламкаров, Вартан Александрович - заместитель Председателя (1906-1992)
1955-1957 - Хруничев, Михаил Васильевич - заместитель Председателя (1901-1961)
1956-1957 - Косыгин, Алексей Николаевич - первый заместитель Председателя (1904-1980)
1956-1957 - Малышев, Вячеслав Александрович - первый заместитель Председателя (1902-1957)
1957-1959 - Перов, Георгий Васильевич - первый заместитель Председателя (1905-1979)
1957-1962 - Зотов, Василий Петрович - заместитель Председателя (1899-1977)
1957-1961 - Мацкевич, Владимир Владимирович - заместитель Председателя (1909-1998)
1957-1961 - Хруничев, Михаил Васильевич - первый заместитель Председателя (1901-1961)
1958-1958 - Засядько, Александр Федорович - заместитель Председателя (1910-1963)
1958-1958 - Рябиков, Василий Михайлович - заместитель Председателя (1907-1974)
1958-1960 - Лесечко, Михаил Авксентьевич - первый заместитель Председателя (1909-1984)
1960-1962-Орлов, Георгий Михайлович - первый заместитель Председателя (1903-1991)
1960-1966-Коробов, Анатолий Васильевич - заместитель Председателя (1907-1967)
1961-1961-Рябиков, Василий Михайлович - первый заместитель Председателя (1907-1974)
1961-1962-Дымшиц, Вениамин Эммануилович - первый заместитель Председателя (1910-1993)
1961-1965-Лобанов, Павел Павлович - заместитель Председателя (1902-1984)
1963-1965-Степанов, Сергей Александрович - заместитель Председателя (1903-1976)
1963-1965-Коробов, Анатолий Васильевич - заместитель Председателя (1907-1967)
1963-1973-Горегляд, Алексей Адамович - первый заместитель Председателя (1905-1986)
1963-1965-Тихонов, Николай Александрович - заместитель Председателя (1905-1997)
1965-1973-Лебедев, Виктор Дмитриевич - заместитель Председателя (1917-1978)
1965-1974-Рябиков, Василий Михайлович - первый заместитель Председателя (1907-1974)
1966-1973-Мисник, Михаил Иванович - заместитель Председателя (1913-1998)
1973-1978-Лебедев, Виктор Дмитриевич - первый заместитель Председателя (1917-1978)
1974-1983-Слюньков, Николай Никитович - заместитель Председателя
1976-1988-Паскарь, Пётр Андреевич - первый заместитель Председателя
1979-1982-Рыжков, Николай Иванович - первый заместитель Председателя
1979-1983-Рябов, Яков Петрович - первый заместитель Председателя
1980-1988-Воронин, Лев Алексеевич - первый заместитель Председателя (1928-2008)
1982-1985-Маслюков, Юрий Дмитриевич - первый заместитель Председателя (1937-2010)
1983-1989-Ситарян, Степан Армаисович - первый заместитель Председателя (1930-2009)
1983-1991-Лукашов, Анатолий Иванович - заместитель Председателя (1936-2014)
1988-1990-Паскарь, Пётр Андреевич - заместитель Председателя, начальник сводного отдела агропромышленного комплекса
1988-1991-Анисимов, Павел Петрович - заместитель Председателя
1988-1991-Трошин, Александр Николаевич - заместитель Председателя
1988-1991-Серов, Валерий Михайлович - заместитель Председателя
1989-1991-Дурасов, Владимир Александрович - первый заместитель Председателя
1988-1989-Хоменко, Юрий Павлович - первый заместитель Председателя

Институты при Госплане СССР
Наименование организации Период функционирования
Научно-исследовательский экономический институт 1955-1991
Совет по изучению производительных сил 1960-1991
Институт комплексных транспортных проблем 1954-1991
Всесоюзный научно-исследовательский институт комплексных топливно-энергетических проблем 1974-1991
Научно-исследовательский институт планирования и нормативов 1960-1991
Институт экономических исследований (ИЭИ) 1929-1938
Центральный институт технической информации угольной промышленности (ЦИТИ угольной промышленности) ЦИТИ Госплана СССР 1957-1959
Институт по проектированию предприятий цветной металлургии «Гипроцветмет»1957-1960

Госплан СССР издавал с 1923 ежемесячный отраслевой журнал «Плановое хозяйство», удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

Здание построено на месте Церкви Параскевы (Пятницы) преподобной в Охотном ряду (1686-1928).
Основное здание находится на улице Охотный ряд, дом 1. Оно построено в 1934-1938 годах по проекту архитектора А. Я. Лангмана для размещения Совета Труда и Обороны, потом Совета Народных Комиссаров СССР, Совета Министров СССР и, наконец, Госплана СССР. Здание имеет характерный имперский стиль - тяжёлые колонны и широкие холлы.
Вторым зданием Госплана СССР было здание, выходящее на Георгиевский переулок, спроектированное в конце 70-х годов архитектором Н. Е. Гиговской. Оно совершенно иное по стилю, полностью состоит из стекла и бетона.
Между собой здания соединены переходом.
По некоторым данным, здание Госплана СССР было заминировано в 1941 году, и разминировано только в 1981 году. По счастливой случайности строителями были обнаружены провода, «идущие в никуда».
В настоящее время в этих зданиях расположена Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации.
Также для Госплана СССР в 1936 году по проекту выдающегося архитектора Константина Мельникова в соавторстве с архитектором В. И. Курочкиным на Авиамоторной улице в Москве был построен гараж, в настоящее время известный как гараж Госплана и являющийся памятником истории и культуры.

В соответствии с Программой КПСС и решениями съездов КПСС, постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также контроль за выполнением народнохозяйственных планов . Госплан СССР осуществляет следующие функции  

Состав и структура АСПР. Народнохозяйственное планирование есть единый процесс, охватывающий все звенья управления от общесоюзного уровня до уровня отдельного предприятия. В силу этого АСПР должна охватывать систему народнохозяйственного планирования в целом. Однако процесс планирования на практике реализуется относительно самостоятельными организационными структурами , такими, как Госплан СССР , Госпланы союзных республик, плановые органы министерств и ведомств, плановые комиссии автономных, союзных республик, краев, областей, районов и городов. Из этого вытекает и соответствующее разделение функций при создании автоматизированных систем для целей планирования и управления.  

Вне зависимости от такого разделения функций плановые расчеты на всех уровнях строятся на единой методологической, технологической, информационной и организационной основе. Учитывая административную самостоятельность министерств, ведомств, объединений, предприятий, процесс автоматизации плановых расчетов, охватывающий все уровни планового руководства, обеспечивается на основе тесного взаимодействия всех автоматизированных систем планового управления, единства принципов и способов использования и ЭВМ для этих целей. В настоящее время на Госплан СССР возложены координация работы министерств и ведомств СССР по взаимодействию отраслевых и ведомственных АСУ с АСПР, а -методическое руководство ведущимися в этой области разработками.  

Вот почему при проектировании АСПР сложился следующий порядок. Во-первых, модель принимается ко внедрению только в том случае, если расчеты по ней могут выполняться пользователем без участия автора-разработчика. Для этого модель должна быть снабжена методическими указаниями и инструкциями, позволяющими пользователю самостоятельно настраивать ее на решение конкретной задачи. Такая настройка может производиться, например, введением дополнительных ограничений или снятием некоторых из них, предусмотренных исходной постановкой подбором формы целевой функции из заданного их набора изменением вида какой-либо зависимости, учитываемой в модели, и т. д. При приемке в эксплуатацию первой очереди АСПР наличие указанной документации рассматривалось в качестве обязательного условия сдачи математического обеспечения каждой задачи в фонд алгоритмов и программ (ФАП) АСПР, а качество этой документации проверялось в ходе приемо-сдаточных испытаний специально созданными по отдельным функциональным подсистемам рабочими группами , в состав которых входили представители отделов Госплана. С учетом накопленного ими опыта при формировании второй очереди АСПР вопросам технологичности внедряемых задач уделяется особое внимание. Во-вторых, для решения проблемы использования экономико-математических моделей в технологии разработки плана было признано целесообразным организовать изучение плановыми работниками основ применения экономико-математических методов и электронной вычислительной техники в планировании. Для этого специалисты-плановики проходят обучение по специальной программе на Высших экономических курсах при Госплане СССР.  

Центральное место среди плановых органов занимает Государственный плановый комитет СССР (Госплан СССР). Его функции, права и обязанности определяются Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 июня 1982 г. .  

Прежде всего, надо уяснить роль и функции центральных органов планирования в условиях интенсификации. Нам представляется, что такие народнохозяйственные подразделения, как Госплан СССР и плановые комитеты союзных республик, должны работать на перспективу, разрабатывать планы и прогнозы развития отраслей и регионов, повышения уровня жизни народа и т. п. на 5-20 лет. Но одновременно они должны заниматься и текущими проблемами управления, такими, например, как координация деятельности отраслей, производств и объединений, оперативное регулирование производства , разработка материальных балансов , балансов оборудования и т. п.  

В осуществлении планирования как основной функции управления народным хозяйством участвует вся система государственных органов власти и управления Верховные Советы и Советы Министров СССР, союзных и автономных республик министерства, ведомства, местные Советы народных депутатов, предприятия и организации. Непосредственно же разработкой и контролем за выполнением планов занимаются специализированные плановые органы на уровне народного хозяйства СССР - Государственный союзно-республиканский плановый комитет (Госплан СССР) на уровне отраслей - планово-экономические управления и отделы министерств и ведомств на уровне народного хозяйства союзных республик, краев, областей, городов и районов - соответствующие плановые комиссии в рамках предприятий и организаций - планово-экономические отделы.  

Важнейшая координационная роль закреплена здесь за Госпланом СССР , которому надлежит стать подлинным научно-экономическим штабом страны, освобожденным от мелких текущих хозяйственных вопросов. Его усилия сосредоточиваются на стратегических направлениях развития экономики, формировании важнейших народнохозяйственных пропорций, реализации главных научно-технических достижений, совершенствовании структурной и инвестиционной политики и решении других проблем, имеющих общенародное значение. На Госплан возложена координация деятельности всех центральных экономических органов страны. Для осуществления этой функции образован экономический совет во главе с председателем Госплана СССР. В его состав входят руководители экономических ведомств и министерств.  

Огромные масштабы и многоотраслевой состав народного хозяйства нашей страны, многообразие функций руководства различными подразделениями общественного производства обусловливают иерархическую систему управления. Она включает общегосударственные органы специальной компетенции, которые осуществляют координационное руководство по специальным вопросам межотраслевого характера (Госплан СССР , Госстрой СССР , Госснаб СССР , Государственные комитеты по науке и технике, по вопросам труда и заработной платы , стандартов, цен, по профессионально-техническому образованию, Министерство финансов СССР , Центральное статистическое управление и т. д.), органы отраслевой компетенции - центральные органы управления отраслями народного хозяйства (общесоюзные министерства , органы управления союзных республик, республиканские комитеты, союзно-республиканские и республиканские министерства), подчиненные министерствам звенья отраслевых систем управления (производственные объединения , комбинаты, предприятия).  

Разработка УСД была возложена на министерства и ведомства, ответственные в стране за ту или иную отрасль либо функцию управления . В частности, создание унифицированной системы плановой документации было возложено на Госплан СССР . Но он устанавливает формы плановых документов лишь для уровня Госплан СССР - министерство (ведомство).  

Центральные органы, планирующие материально-техническое снабжение в СССР, представлены Госснабом СССР и Госпланом СССР . Одной из функций Госплана СССР является разработка в укрупненной номенклатуре перспективных и годовых материальных балансов и планов распределения важнейших видов продукции, имеющих решающее значение для определения главных направлений, темпов и пропорций в развитии народного хозяйства , для роста жизненного уровня населения, укрепления обороноспособности страны и развития внешней торговли . Эту работу в Госплане СССР выполняют отделы материальных балансов и планов распределения.  

Порядок организации дирекции. Порядок организации, задачи и функции дирекции строящегося предприятия определены Положением о дирекции строящегося предприятия, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 12 марта 1971 г., № 17, по согласованию с Госпланом СССР , Министерством финансов СССР и Стройбанком СССР (КС, вып. 7, ч. 1).  

Госплан в своей работе непосредственно связан с Госпланами союзных республик, к-рые выполняют применительно к республике те же функции, что и центральные плановые органы (Госплан СССР и Гос-экономсовет СССР). Важнейшей задачей Госпланов  

Нек-рые функции по ценообразованию выполняют совнархозы экономии, р-нов. Они утверждают временные оптовые цены на новую продукцию, а также оптовые цены на готовую продукцию или полуфабрикаты, изготовляемые в порядке кооперации между предприятиями данного совнархоза. Когда срок действия этих цен истекает, совнархозы вносят в Госплан СССР или в Советы Министров союзных республик предложения об установлении постоянных цен (с приложением проекта прейскуранта). Нек-рые функции в области ценообразования выполняют хозрасчетные предприятия, строительные управления, железные дороги и т. д., руководители к-рых устанавливают цены на продукцию и услуги для собственного капитального стр-ва и для внутренних потребностей самих предприятий, а также утверждают цены на изготовляемые по разовым заказам отдельные экземпляры оборудования и полуфабрикатов, на услуги, оказываемые другим предприятиям (воду, сжатый воздух, погрузочно-разгрузочные работы и т. п.).  

Все -перечисленные составляющие следует применять на каждом производственном предприятии в том или ином виде, на основе опыта и практики предприятий, с учетом особенностей производства. Применение их облегчается тем, что такие функции, как планирование, учет и калькулирование, официально централизованно регламентированы. В последнее время изданы рекомендации о нормировании соответствующих затрат. Мы имеем в первую очередь в виду одобренную Госпланом СССР в январе 1980 г. систему прогрессивных технико-экономических норм и нормативов по видам работ и затрат.  

Переход от индивидуального проектирования и внедрения систем к комплексному связан с организацией тесного взаимодействия между автоматизированными системами , и прежде всего между АСПР Госплана СССР и Госпланов союзных республик, с одной стороны, и отраслевыми, ведомственными, территориальными автоматизированными системами планирования, управления и обработки информации - с другой. Здесь важно правильно распределить плановые задачи и функции контроля за выполнением плана по уровням планового управления и между системами в пределах каждого уровня, согласовать виды показателей , используемых в каждой системе, установить взаимные информационные потоки , виды и объемы передаваемой информации, постоянно координировать проектирование и внедрение взаимодействующих систем.  

На основе принципиальных проектных решений, методических разработок и общесистемных обеспечивающих средств в составе первой очереди АСПР Госплана СССР и Госпланов союзных республик было введено в эксплуатацию около 3300 планово-экономических задач . Все они прошли специально организованные комиссией по приемке первой очереди АСПР приемо-сда-точные испытания и удовлетворяют следующим основным требованиям задача ориентирована на реализацию конкретных функций, предусмотренных схемой функционирования данной подсистемы, и включена в технический проект подсистемы задача решается на базе комплекса технических средств (КТС) АСПР с использованием общесистемных средств методического, информационного, математического, технологического и других видов обеспечения задача обеспечена необходимой входной информацией , а ее выходная информация используется для принятия плановых решений. Если параллельно с расчетами на ЭВМ по данной задаче выполняются  

Усиление контроля за ходом реализации планов на современном этапе практически означает последовательный переход от пассивной, формально-статистической фиксации расхождений между плановыми и отчетными показателями к активному воздействию на ход выполнения плана , с тем чтобы непрерывно направлять развитие экономики в плановое русло, минимизируя возможные (вызванные иногда объективными обстоятельствами) отклонения. Осуществление столь сложной задачи требует глубокого анализа функционирования экономики, своевременного выявления проявляющихся позитивных и негативных тенденций, расчета на основе соответствующих прогнозных моделей потенциально возможных отклонений от траектории планового развития народного хозяйства . Опираясь на эту научно-аналитическую работу и знание фактического положения дел на местах, плановые органы смогут обеспечить выработку эффективных рекомендаций о конкретных способах и путях воздействия на ход экономических процессов с целью приведения их в соответствие с плановыми. Преобразование системы контроля за выполнением плана в указанном выше направлении имеет очень важное, принципиальное значение в общем комплексе мер по совершенствованию планирования, повышению его действенности и эффективности. Большую роль в этом деле призваны сыграть также принятые в 1981 г. директивными органами меры по повышению роли Госплана СССР в системе государственного управления , по включению в соста этого комитета руководителей ряда центральных органи. заций, приданию ему ряда законодательных функций возрождению института Уполномоченных Госплан СССР по важнейшим экономическим районам Востокг страны.  

Одной из важнейших и трудноразрешимых проблем в области целевого управления комплексными программами является балансирование ресурсов и результатов, регулируемых как по отраслевому принципу, так и по программному. Все предложения, связанные с передачей всех функций руководства межотраслевыми научно-техническими программами полностью Государственному комитету СССР по науке и технике, не учитывают этого требования. ГКНТ ориентирован на координацию только научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ и эту задачу он способен эффективно выполнять. Но комплексные научно-технические программы , направленные на внедрение новой техники в народное хозяйство , связаны с выполнением значительных объемов работ по капитальному строительству , техническому перевооружению и непосредственному производству, управление которыми ведется в отраслевом разрезе. Планировать направляемые на их реализацию ресурсы и использование получаемых результатов полномочен только Госплан СССР . Нужно отметить также, что функции координации фундаментальных исследований выполняет Академия наук , роль которой нельзя преуменьшать.  

Придавая большое значение правильной организации управления промышленностью как важнейшему условию дальнейшего развития экономики страны, ЦК КПСС и Совет Министров СССР постановлением от 30 сентября 1965 г. Об улучшении управления промышленностью признали необходимым образовать союзно-республиканское Министерство химической промышленности и союзно-республиканское Министерство нефтеперерабатывающей и . Этим же постановлением были ликвидированы Государственный комитет химической промышленности и Государственный комитет нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности при Госплане СССР . VI сессия Верховного Совета СССР 2 октября 1965 г. приняла Закон об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления , на основании которого деятельность указанных комитетов была прекращена, а их функции переданы министерствам. Министром химической промышленности СССР был назначен Л. А. Костандов, министром нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР - В. С. Федоров.  

Вторая группа оформляется на бланках, которые определяют форму, а в известной мере и содержание документов. Форму большинства таких документов и периодичность их представления устанавливают межотраслевые министерства и ведомства, ответственные за реализацию возложенных на них функций управления аппараты управления народнохозяйственных комплексов Академии наук СССР и головного института по прикладным исследованиям и методическому обеспечению работ по планомерному совершенствованию управления - в системе Госплана СССР при условии тесной координации их взаимодействий.  

Gosplan (Госплан) Сокращенное название бывшего Государственного планового комитета Совета Министров СССР . Он был ответствен за разработку производственных планов и передачу их соответствующим организациям для исполнения. Функции Госплана в дальнейшем были переданы Министерству экономики, которое в большей степени использует рыночные принципы регулирования экономики. (См. planned e onomy.)  

Смотреть страницы где упоминается термин Госплан СССР, функции

:                Экономика химической промышленности (1986) -- [

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Далай-лама отвечает на вопросы учеников Много людей из России приезжают на эти встречи Далай-лама отвечает на вопросы учеников Много людей из России приезжают на эти встречи Самостоятельное путешествие — поворот судьбы или случайная неожиданность Самостоятельное путешествие — поворот судьбы или случайная неожиданность Шоколадная фабрика на бали или повод вернуться в детство, индонезия Шоколадная фабрика на бали или повод вернуться в детство, индонезия