Христово - Рождественская пустынь или Свято – Рождественский мужской монастырь с. Трескино

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В ста километрах от города Пензы, в селе Трескино Колышлейского района находится Христо-Рождественская пустынь или Свято–Рождественский мужской монастырь. Образовался он здесь в конце 90-х годов прошлого века на месте разрушенной в начале XX века церкви, остатки которой были приспособлены под различные бытовые помещения. Вот в таком виде достался игумену Крониду храм. Прошло совсем немного времени (по историческим меркам) и храм засиял золотыми куполами, невиданными для сельской местности размерами в своем первозданном виде! Территория храма обнесена каменной оградой, озеленена, благоустроена.
Храм входит в состав Колышлейского благочиния Сердобской епархии Пензенской митрополии Русской Православной Церкви.
21 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, престольный праздник, так как храм освящен в честь этого двунадесятого праздника.

Рядом с храмом находится дворянский некрополь, который относится к историческим кладбищам Пензенской области. Здесь находятся захоронения представителей многих дворянских фамилий, находившихся в селах Трескинской волости Сердобского уезда Саратовской губернии. Среди них: выходцы из старинного дворянского рода, ведущего свое начало с первой половины XVII века Захарьины; Орловы- родоначальник которых Владимир Лукьянович в начале XVII века был губным старостой (губные старосты появляются в первой половине XVI века для суда по разбойным делам, отвлекая таким образом от суда кормленщиков значительную часть уголовных дел. Кормле́ние - вид пожалования великих и удельных князей своим должностным лицам, по которому княжеская администрация содержалась за счёт местного населения в течение периода службы) Бежецкого верха; Васильевы – далекий предок которых (Василий Васильевич) служил при Петре I обер-секретарем Адмиралтейст-коллегии и был возведен в потомственное дворянство; Добронравовы; Кротковы; Гагены; Симзены; князья Чегодаевы (татарский княжеский род). Также здесь погребены министры правительства Сергея Юльевича Витте: Михаил Григорьевич Акимов – министр юстиции и Петр Николаевич Дурнов – Министр внутренних дел.
У подножия холма к востоку от села источник Николая Чудотворца. Здесь, по приданию, явилась икона Святителя. В 2004 году по инициативе отца Кронида родник был обустроен, заключен в железобетонное кольцо, а рядом поставлен деревянный крест, и все огорожено деревянной оградой. В 2005 году над источником была построена восьмигранная бревенчатая часовня, к которой позже была пристроена дощатая купальня.
Почти двадцать лет (с 1995г.) служит и всем управляет в монастыре игумен Кронид. Батюшка очень приветливый, добрый, заботливый, каждый, обратившийся к нему за помощью, получит добрый совет, отцовскую заботу, избавление от страстей, исцеление души и тела, наставление, утешение.

Богоро́дице-Рожде́ственская Свя́то-Лукиа́нова пу́стынь - православный мужской монастырь в деревне Лукьянцево Александровского района Владимирской области. Пустынь названа по имени основателя монаха Лукиана. Учреждена в 1650 году. После Октябрьской революции была закрыта, в 1991 году возрождена.

Церковь Рождества Богородицы

На месте Лукиановой пустыни было прежде место, называемое «Псковитиново Раменье». Здесь на пустоши в лесу, на болоте стояла церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь сия перенесена была из села Игнатьева; потому что Сама Матерь Божия указала быть на этом месте храму, чудным знамением от своей иконы.

Преподобный Лукиан (родом из Галича) из Покровского (Угличского) монастыря пришёл искать пустынного места для подвигов безмолвия в пределы Переславля-Залесского в слободу Александровскую, и по указанию поселян Марка и Семёна поселился с ними близ этой запустелой церкви.

Церковь Псковитина Раменья пережила Литовское разорение 1611 года и, следовательно, существовала до 1611 года. Церковь оставалась пустою до 1640 года. Явление и чудеса от образа Рождества Пресвятыя Богородицы дали существование в 1640 году запустелой церкви: получив сонное знамение, сюда пришёл с Вологды Спасо-Прилуцкого монастыря чёрный священник Федосей Поморец. В 1649 году патриарх Иосиф позволил Александру Фёдоровичу Баркову и Тимофею Микулаеву обновить этот храм и выстроить его заново.

Учреждение пустыни

Лукиан был пострижен в прежней церкви от священника Спасо-Прилуцкого монастыря Феодосия Поморца, а в чёрные попы поставлен от патриаршего рукоположения в 1646 году. 28 августа 1650 года патриарх Иосиф выдал Лукиану грамоту, в которой определил его к новопостроенной церкви Рождества Богородицы как иеромонаха. И как с тех пор иноческое священнослужение не прекращалось, то Лукиан должен быть поставлен первым основателем иноческой обители, и сама обитель (пустынь) должна быть по справедливости названа Лукиановою.

Блаженный Лукиан скончался в этой пустыни 1654 года сентября 8 дня.

Монастырские церкви

1. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы . Когда именно сначала построена была сия церковь, неизвестно. По чудесам, бывшим от образа Рождества Богородицы, она сперва была покрыта иноком Феодосием Поморцем и другими старцами в 1640 году. Сей Феодосий с братиею жил при сей церкви недолго. «И пожил, - сказано в грамоте Царя Алексея Михайловича от 1650 года, - тут тот поп Феодосий с братиею немного времени от изгони Андроникова монастыря Архимандрита Иосифа, потому что он Иосиф под новою Александровскою слободою в то же время строил Семёновский монастырь». После Феодосия Александр и Тимофей и иные окольные люди, слыша от чудотворного образа Пресвятой Богородицы чудеса, в 1648 году воздвигнули новую церковь и призывали для служения при ней священников. «Но, - сказано в той же грамоте, - за пустотою мирские попы нейдут, потому что около тоя церкви вёрст по пяти и по шести и больше пусто, лесом поросло и болото, жилых сёл и деревень нет и впредь тут в приход за пустотою быть некому». Тогда изъявил желание служить при той церкви инок иеромонах Лукиан, который в 1650 году и был определён.

В 1707 году постриженник Лукиановой пустыни, впоследствии Чудова монастыря келарь Иоасаф Кольдвечевский, по причине чрезмерной ветхости этой церкви, обещался построить вместо деревянной каменную. Сия каменная церковь окончена строением в 1712 году июня 14, и по указу Петра I и благословению Стефана Митрополита Рязанского и Муромского была тогда освящена Спаса Нового монастыря Архимандритом Моисеем по исправному требнику при строителе Лукиановой пустыни Аврамие.

2. Церковь во имя Богоявления Господня . Когда и кем построена была эта церковь, неизвестно. Известно только из грамоты Патриарха Иоакима, что она в 1680 году была ветхая деревянная и что в этом же году строитель иеромонах Корнилий просил у Патриарха построить вместо её новую каменную с приделом во имя Великомученика Феодора Стратилата.

В 1684 году при строителе Евагрие она была совсем окончена строением и, с благословения Патриарха Иоакима, освящена Никитским Игуменом Романом, по новоисправленному чиновнику, который велено было взять у Архимандрита Горицкого монастыря Гурия.

3. Больничная каменная церковь во имя Великомученицы Екатерины . Историческое основание сей церкви следующее: в 1714 году мая 13 строитель Аврамий подал Государю Петру I челобитье, «что-де у них в пустыни у больницы церкви Божии непостроено, а монахи больничные за древностию многие в соборную церковь с прочею братиею к литургии ходить немогут»; а ныне обещается вкладчик их подполковник Кирило Карпов сын Сышин к той больнице построить вновь каменную церковь во имя святой великомученицы Екатерины, - и просил на то дозволения. По указу Великого Государя Преосвященный Стефан Митрополит строителя Аврамия благословил построить означенную больничную церковь с тем, «чтобы копая рвы и бьючи сваи погребенным телесем человеческим какого повреждения не было». Церковь сия была построена и освящена в том же 1714 году ноября 10 самим строителем Аврамием.

Средства содержания монастыря

Грамотою 1650 года царя Алексея Михайловича иеромонаху Лукиану вместе с утверждением его во священника при вновь построенной церкви, велено владеть ему «церковным доходом, и пашнею и сенными покосы и всякими угодьи, которыя около тое церкви подошли близко, и которые бывали у тое церкви изстари и чем прежние попы владели ». Но этих земель для обеспечения продовольствием пустыни было недостаточно. Царь Фёдор Алексеевич посетил Лукианову пустынь и после направил в неё щедрые дары. В 1677 году в свое посещение он пожаловал пустыни пустошь Аминево.

В 1678 году царь пожаловал пустоши - Бекирево, Шадрино, Загляднино и мельницу на реке Малом Киржаче.

В 1680 году пожаловал он 16 пустошей: Пашково, Плечево, Чечкино, Востриково, Киниково, Балуево, Летолово, Харламово, Непейну, Обарино малое, Обарино большое, Филимоново, Княжево, Мартьянку, Малогино, Губино.

В 1681 году - пожаловал он же 6 пустошей: Сидорово, Тщаниково, Рябинино, Карпово, Патрекейку, Гатвышево да полпустоши Перепечино.

В 1685 и 1686 годах цари Иоанн и Пётр Алексеевичи все эти владения утвердили за Лукиановою пустынею.

Строители пустыни

Три строителя после Лукиана известны до 1714 года.

1. Иеромонах Корнилий с 1677 года по 1680-й. При нём повелено было устроить каменную церковь во имя Богоявления Господня на место ветхой деревянной, с приделом святого Феодора Стратилата.

2. Иеромонах Евагрий с 1681 года. При нём церковь во имя Богоявления была окончена строением и освящена Переславского Никитского монастыря Игуменом Романом по исправному чиновнику, взятому для сего у Архимандрита Горицкого монастыря Гурия.

3. Иеромонах Аврамий с 1707-1714. При нём вместо деревянной церкви в честь Рождества Богородицы устроена каменная и освящена Спаса нового монастыря Архимандритом Моисеем. При нём же построена была в 1714 году больничная церковь во имя Великомученицы Екатерины.

Настоятели пустыни

  • 1642 - 8 сентября 1654 - Лукиан, преподобный
  • 1654-1657 - Ануфрий
  • 13 мая 1658 - 11 августа 1681 - Корнилий
  • октябрь 1681 - 6 января 1689 - Евагрий
  • 9 мартя 1689-1690 - Адриан
  • 18 декабря 1690-1693 - Сергий
  • январь 1694-1695 - Иоасаф (Колдычевский)
  • 3 февраля 1696-1705 - Моисей
  • 6 октября 1705-1719 - Авраамий, игумен (с 6 октября 1705 по 21 февраля 1717 г. - строитель)
  • 1719-1724 - Иоасаф, игумен
  • 12 августа 1724 - 22 января 1727 - игумен Иоасаф
  • 5 октября 1728 - 27 октября 1729 - игумен Макарий
  • 27 октября 1729-1732 - игумен Варлаам
  • 1732-1733 - игумен Макарий
  • 7 февраля 1733-1746 - игумен Иессей
  • 1746-1748 - игумен Иустин
  • 1748-1750 - игумен Иосиф
  • 1751-1753 - игумен Пахомий (Симанский)
  • 1753-1754 - игумен Никанор (Юдин)
  • 1754-1755 - игумен Боголеп
  • 1759-1760 - иеромонах Виссарион
  • 1760-1763 - игумен Иоасаф
  • 1763-1767 - игумен Аарон
  • 1768-1771 - иеромонах Иоанникий (Калков)
  • 1771-1778 - иеромонах Филарет
  • 1778-1781 - иеромонах Алипий
  • 1781-1784 - иеромонах Геннадий (Каретников)
  • 1784-1789 - иеромонах Макарий
  • 1789-1792 - иеромонах Арсений
  • 1792 - 3 июня 1798 - игумен Макарий (Озерецковский)
  • 1798-1799 - иеромонах Иоасаф
  • 1799-1800 - иеромонах Феофил
  • 1800-1803 - иеромонах Андрей
  • 1803-1804 - иеромонах Вениамин
  • 1804-1805 - игумена Никон
  • 1805-1807 - иеромонах Владимир
  • 1807-1810 - иеромонах Никандр
  • 1810-1812 - иеромонах Игнатий
  • 1812-1818 - иеромонах Израиль
  • 1818-1825 - иеромонах Киприан
  • 1825-1829 - иеромонах Иоанникий II
  • 1829-1831 - иеромонах Паисий
  • 1831-1834 - иеромонах Феофан
  • 1834-1838 - иеромонах Вениамин II
  • 1839-1840 - иеромонах Аввакум (Святухин)
  • 1840-1846 - иеромонах Анатолий
  • 1846-1847 - иеромонах Аркадий
  • 1847-1850 - иеромонах Аарон
  • 1850-1855 - иеромонах Платон
  • 1855-1860 - иеромонах Виктор
  • 1860-1874 - игумен Макарий (Мыльников)
  • 1874-1876 - игумен Вассиан
  • 1887-1895 - игумен Иероним
  • 1895-1899 - игумен Иннокентий (Никольский)
  • 1899-1906 - игумен Агафангел (Макарин)
  • 1907-1917 - архимандрит Игнатий
  • 12 мая 1991-2008 - архимандрит Досифей (Даниленко)
  • c 2008 - иеромонах Тихон (Шебеко)

Паломничество – это путь, который верующие издавна совершали для того, чтобы посетить места земных подвигов святых угодников Божиих ради встречи с Богом и для обретения молитвенников о себе. Каждый святой, мощам которого поклоняется верующий христианин в паломничестве, становится ближе и роднее, и к нему становится сердечной. Такое путешествие для поклонения святыням всегда признавалось Церковью как действенное средство для преодоления духовной расслабленности.

Слово паломник происходит от латинского palm - «пальма», благодаря обычаю христианских странников, участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим, возвращаться оттуда с пальмовыми ветвями, подобными тем, с которыми жители Иерусалима в свое время встречали Христа.

В русском языке есть синоним слову паломник – богомолец , человек, идущий молиться Богу. Главное в паломничестве - это молитва, посещение богослужения и поклонение святыням.

Наш монастырь – это не просто памятник культуры, архитектуры и истории XVIII века, это в первую очередь дом Божий, обитель молитвы, которая творится здесь вот уже несколько сотен лет. Убедительно просим наших паломников не забывать об этом и со вниманием отнестись к монастырским правилам и порядкам.

  • Собираясь в паломническую поездку, очень хорошо заранее прочитать об , а также о святых, почитаемых в нашей обители. Это преподобные и Александровские. Конечно о многом будет рассказано на экскурсии, но лучше подготовиться к встрече заранее.
  • Для благочестивого христианина внешний вид имеет большое значение, потому что очень тесно связан с внутренним состоянием. Одежда паломника должна быть благообразной и опрятной. Неуместны шорты, бриджи, не принято женщинам находиться в брюках, коротких юбках, с непокрытой головой. Одежда не должна быть с открытыми плечами и глубоким вырезом. Православный человек должен иметь на груди крестик. Наша обитель значительно отличается от благоустроенных московских монастырей, поэтому если на улице слякотно, то рекомендуем взять резиновую обувь.
  • Паломнику может пригодиться фотоаппарат или видеокамера , запрета на съемку у нас нет. Но следует помнить, что на любые действия, в том числе и на фото- и видеосъемку, необходимо спрашивать благословение у начальствующих лиц обители.
  • В святом месте запрещено курить, сквернословить, плевать, бегать по территории, громко разговаривать, кричать, громко смеяться. Запрещается распивание спиртных напитков, рассказывание неприличных историй (анекдотов).
  • Вход в жилые и хозяйственные помещения, а также на хозяйственную территорию монастыря запрещается , если на то нет особого благословения.
  • Если паломничество придется на время богослужения, в храме обязательно нужно выключать, либо ставить на беззвучный режим мобильные телефоны .
  • Если паломники прибывают в монастырь с детьми , то нельзя оставлять их без присмотра. На территории монастыря нужно соблюдать тишину, с благоговением относиться к монастырским храмам. Играть и резвиться дети могут только за территорией монастыря.
  • Возможности накормить большие группы паломников у нас нет, продуктовых магазинов поблизости тоже нет, поэтому о пропитании необходимо позаботиться заранее.
  • По вопросам проведения экскурсии следует договориться заранее, связавшись с нами любым способом, указанным в разделе «

Богородице-Рождественская Свято-Лукианова мужская пустынь (Россия, Владимирская область, Александровский район, д. Лукьянцево)

От Александрова до Лукьянцево по шоссе на север порядка 13 км. Приехали в обитель под вечер, в монастыре было пустынно (в храме шла служба), мы оказались единственными посетителями, так что появилась редкая возможность побродить внутри стен совершенно уединенно.
Ансамбль активно возрождается — ведутся интенсивные ремонтные работы, следовательно не за горами то время, когда он предстанет перед нами в былой красоте и величии.

Монастырь обладает древними постройками, почти не пострадавшими от переделок, не смотря на все перепетии истории. Вот краткая характеристика сооружений с датировками:
Храм Рождества Богородицы построен и освящен в 1712 г. при игумене Авраамии. Храм Богоявления Господня начат прп. Корнилием в 1680 г. Освящение храма было при строителе Евагрии в 1684 г. Под храмом были сделаны «полатки» для хранения хозяйственных припасов. В особом помещении находилась ризница обители.
Храм Великомученицы Екатерины освящен 10 ноября 1714 г. как больничная церковь. В 1834 г. храм отстроен заново на средства Александровских купцов. При церкви находились больничные келии. Часовня прп. Лукиана поставлена в XVIII в. над могилой прп. Лукиана усердием жителей г. Александрова. Полностью разрушена в 1926 г.
Настоятельский корпус . Нижний каменный этаж сооружен в 1694—1696 гг. настоятелем Иосифом и назывался хлебными кельями со службами. Деревянный второй этаж надстроен в 1820 г. при настоятеле Киприане для настоятельских помещений. Келейный корпус построен в 1690 г. для престарелых монахов. В начале XIX в. надстроен деревянный рубленный второй этаж. В настоятельство игумена Макария (1860—1874 гг.) деревянный этаж был заменен каменным. Современное здание — гостиница возведена в 2003 г. для размещения паломников и гостей монастыря.
С.В. Булгаков так описывал обитель в своем труде «Русские монастыри в 1913 г.»: «Лукианова Рождество – Богородицкая пустынь, заштатная, общежительная, в 10 верстах от города Александрова. Основана в 1594 г. священником Григорием; в XVII в. разорена поляками; в 1640 г. возобновлена иеромонахом Лукианом и стала называться обителью Лукиановой. В пустыни находится обретенная 1593 г. чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы...»

План-схема обители

  1. Рождественский собор
  2. Церковь Богоявления
  3. Церковь Екатерины
  4. Часовня прп. Лукиана
  5. Настоятельский корпус
  6. Братский корпус
  7. Руины казначейского корпуса
  8. Гостиница
  9. Странноприимный дом
  10. Хозяйственные здания
  11. Стены ограды

Обитель прп. Лукиана после Великой Октябрьской революции

«Лукианова пустынь была закрыта в 1920 году. Монахам и послушникам было предписано покинуть монастырь. Дальнейшая судьба их неизвестна. Богослужение во всех храмах было прекращено. Вскоре и сами храмы, как памятники старины, были отданы под охрану вновь созданного музея «Александрова слобода», который располагался на территории Успенского монастыря в Александрове.
После закрытия пустыни документы и многие иконы из собора и Богоявленского храма поступили в музей, а некоторые иконы и предметы монастырского имущества были просто разграблены. Нехрамовые строения монастыря были переданы племенному совхозу, который был обязан охранять эти здания от разрушения. В 1924 году тёплый храм Богоявления Господня был отдан под школу. В 1925 году в Екатерининском храме по просьбе комсомола был устроен клуб. Тогда же при снятии колоколов была повреждена колокольня при Богоявленском храме. Часовня преподобного Лукиана была осквернена и полностью разрушена в 1926 году. Впоследствии церковные здания были переданы музеем дому заключения, переведённому из города Александрова в Лукианову пустынь. Места погребений потомков Василия Собакина, отца Марфы, супруги царя Иоанна Грозного, а также игумена Лукиановой пустыни отца Авраамия в Рождественском соборе были осквернены и разрушены. В настоятельском корпусе в 1970-е годы располагалась больница.
В 1922 году, при изъятии из церквей и монастырей церковных ценностей, из Лукиановой пустыни было изъято 2 пуда 24 фунта (более сорока килограммов) серебра в виде окладов с икон (в частности, риза с Нерукотворного образа Спасителя из собора весом в девять с половиной килограммов), богослужебных сосудов, крестов, кадил, лампад и даже украшений со старинных Евангелий. Была снята и риза с чудотворной иконы. Верующие из города Александрова собрали серебряные монеты и лом из серебра и золота, равный весу окладу чудотворной иконы (около пяти килограммов), и, сдав его, выкупили ризу. Сама же икона была вывезена в музей «Александрова слобода».
В 1927 году прихожане Христорождественского собора города Александрова обратились с письмом в дирекцию музея с просьбой передать в действующий собор икону Рождества Пресвятой Богородицы, весьма дорогую «для всякого верующего человека, привыкшего чтить эту икону, как святыню своего сердца». Просьба не была удовлетворена. В настоящее время местопребывание явленной чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы остаётся неизвестным. (Явленная чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы, написанная в XVI веке, относится к новгородской школе иконописи. Размеры её 75,5×62 см. Размер житийной иконы, в которую была вставлена явленная икона, 164,5×131,2 см.)
Явленная икона Рождества Пресвятой Богородицы Лукиановой пустыни издревле почиталась на Руси и прославилась своими чудотворениями. Наряду с двумя другими известными явленными иконами Рождества Пресвятой Богородицы, Сямской и Исааковской, она чтится в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы всею Русскою Православной Церковью.
В советское время храмы Лукиановой пустыни не ремонтировались и постепенно разрушались. Как в те далёкие времена польского нашествия, стояли они поруганные и разграбленные, без молитвы и пения, на земле, освященной трикратным явлением иконы Пресвятой Богородицы.»



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Отвар шиповника: польза, рецепты, противопоказания Отвар шиповника: польза, рецепты, противопоказания Ферментированный иван-чай Ферментированный иван-чай Икона «Положение во гроб Икона «Положение во гроб