Где находится сон обломова. «Сон Обломова»

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Первая часть романа «Обломов» посвящена обычному дню главного героя - Ильи Ильича Обломова. Описание обстановки квартиры и вещей, окружающих героя в его повседневной жизни, позволяют читателю составить общее представление о его характере. На обстановке квартиры лежит печать заброшенности и запустения. Сам Обломов большую часть времени проводит лежа на диване, в просторном и широком халате, повторяющем все движения его тела. Лежа, он мечтает, воображая себя каким-нибудь освободителем, которому все поклоняются, иногда думая о тихом семейном счастье с женой, детьми и друзьями.

Илья Ильич мало читает, редко выходит из дома и на все приглашения отвечает отказом. Но, несмотря на лень и пассивность, завладевшие личностью героя, он не потерял способность мыслить. Глядя на посетителей, которые приходят к нему, чтобы рассказать последние светские новости и пригласить прогуляться, Обломов не перестает удивляться: «Увяз, любезный друг, увяз!.. И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире… И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое…» «Чем я виноватее их, лежа у себя дома и не заражая головы тройками и валетами?» - спрашивал Илья Ильич у Штольца. Размышляя о своем существовании, он задает себе вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на этот вопрос Гончаров дает в главе «Сон Обломова».

Сон героя переносит нас в Обломовку, где человеку живется уютно и он чувствует себя защищенным от внешнего мира. Ничего там не будоражит человеческое сознание, во всем мире царит гармония. Пространство Обломовки отделено от внешнего мира, и обломовцы лишь по слухам знают, что где-то есть иной, «темный мир». Они довольны своей жизнью и ничего не нарушает ее размеренный ход: рождение, крестины, свадьба, именины, праздники, шумные обеды… Жители Обломовки не задают себе вопрос «почему?», их сознание свободно от каких-либо мыслей. Труд в Обломовке считается наказанием за грехи предков.

Рисуя картину жизни Обломовки, автор рассказывает и о жизни ее хозяев. «Сам Обломов - старик тоже не без занятий… Он целое утро сидит и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе», - с иронией говорит Гончаров. Но все хозяйство постепенно приходит в упадок. Приказчику не составляет особого труда обворовывать беспечного и бесхозяйственного старика Обломова, который даже не знает, сколько доходов приносит его имение. Мать Илюши тоже занята «делом», все свободное время она посвящает выбору блюд для завтраков, обедов и ужинов. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке», здесь царил культ еды.

В таких условиях формировался характер героя. В начале картины Обломов предстает перед читателем человеком с огромными возможностями, способным, талантливым, энергичным. Он активен, умен, любознателен, не по годам наблюдателен. Он будоражит сонное царство Обломовки неуемной детской энергией. В иных условиях Илюша, несомненно, достиг бы больших успехов, но воздействие обломовской среды было настолько сильным, что ребенку было очень трудно ему противостоять. Илье постоянно внушали, что он барин, что у него есть Захар и еще триста Захаров. Когда Захар натягивает на Илюшу чулки, мальчик «только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу; а чуть что покажется ему не так, то он поддаст Захарке ногой в нос».

У Обломова не было необходимости трудиться, так как все делали крепостные крестьяне, слуги. Любая попытка мальчика сделать что-нибудь самостоятельно пресекалась. Стоило ему выбежать одному за пределы двора или открыть форточку, как родители, тетки и няньки бросались к нему, чтобы уберечь от невидимой опасности.

Представление об окружающем мире у него складывалось из рассказов няни, некоторые из которых приводили его в ужас и развивали страх перед жизнью. Все это наложило глубокий отпечаток на его мировоззрение. Повзрослев, Илья Ильич понял, что в действительности нет таких чудес, о которых ему рассказывали в детстве, но у него на всю жизнь осталось желание «полежать на печи», «поесть за счет доброй волшебницы», и он «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

Сон переносит Обломова во времени, но в его существовании почти ничего не меняется. Перемены затрагивают лишь внешнюю сторону. Учеба в «пансионе» Штольца не повлияла на жизнь Ильи, так как его родители в образовании видели только выгоду. Старик Обломов смотрел на книгу, «как на вещь, назначенную для развлечения, от скуки и от нечего делать». Родители не утруждали сына учебой. Чтобы он не похудел, не заболел и не перетрудился, ему часто разрешали пропускать занятия: «Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь». Результатом такого воспитания и образа жизни Обломовки стала утрата героем инициативы и самостоятельности. В Илье

начали развиваться апатия, безволие и лень. Во время учебы в университете, когда он подружился с Андреем Штольцем, у него вспыхнуло желание добиться положения в обществе, появились радужные надежды. Но для того, чтобы они осуществились, требовались настойчивость и труд. Еще одна попытка Обломова изменить свое существование наметилась, когда он влюбился в Ольгу, но и она оказалась неудачной. Лишь в доме вдовы Пшеницыной он нашел тот покой, к которому стремился всю сознательную жизнь.

Все важные события в жизни героя - знакомство с Ольгой Ильинской, любовь и последовавший за ней разрыв, жизнь и смерть в доме вдовы Пшеницыной - яркое свидетельство того, что его жизнь была лишь поиском идеала, сложившегося в его сознании в родной Обломовке в детские годы. Слабые попытки героя изменить свое существование потерпели крах.

Сон Обломова выдержан в стиле сказки и помогает более полно и глубоко раскрыть образ главного героя, рассмотреть его мечты и представления о жизни на подсознательном уровне. В выразительной картине сна представлен собирательный образ Обломовки, сонного царства, губящего в человеке живое, активное и мыслящее начало. Это образный и смысловой ключ к пониманию всего романа, и, несомненно, самостоятельное творение. Первоначально задуманный автором как отдельное произведение, он стал выдающимся шедевром литературы. Как справедливо отметил критик Александр Васильевич Дружинин: «Сон Обломова - этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, - был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его

В романе Гончарова "Обломов" глава "Сон Обломова" является девятой главой первой части. Всего в произведении 4 части. Предлагаем вам познакомиться с кратким содержанием главы "Сон Обломова", а также прочитать другие материалы по роману, представленные в конце статьи.

Снился Обломову чудный край. В том краю не было ни моря, способного наводить грусть на человека, ни гор и страшных пропастей, небо над которыми кажется таким далеким, как будто оно отступилось от людей. В мирном, райском уголке, где очутился Илья Ильич, небо, наоборот, ближе жалось к земле, распростиралось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь все и всех от невзгод и страданий. Вместо гор там зеленели отлогие холмы. Кажется, весь край тот пронизан счастьем.

Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. Весна сменяет зиму, лето — весну - и все четко по календарю. Не бывает в том краю ни страшных гроз, ни всеразрушающих бурь, ни шаров огненных, ни внезапной темноты, не поражают людей никакие страшные болезни, все умирают по старости.

Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю, не волнуют их никакие страсти. Жители этого благословенного края знали только, что верстах в восьмидесяти находится губернский город, однако редко кто там бывал. Слыхали, что есть Москва и Питер, что за Питером живут французы или немцы, а дальше — темный мир, населенный чудовищами, людьми о двух головах. Вот в этот край своего детства и перенесся во сне Обломов, главный герой романа Гончарова.

Ему всего семь лет. Он проснулся утром в своей маленькой постельке. Тут же вокруг него засуетилась няня, стала одевать. Одев и причесав, ведет к матери. Мать осыпает сына поцелуями, справляется о его здоровье. После чего они молятся, правда, Ильюша делает это без охоты. Помолившись, идут к отцу, потом к чаю. За чаем много людей, родственников и гостей Обломова, и все хвалят мальчика, норовят угостить его вкусненьким. Затем мать отпускает Ильюшу в сад погулять, не одного, с нянею, которой строго велит не подпускать сына к оврагу, где, ходят слухи, творятся разные страшные вещи.

Все интересно любознательному, живому мальчику, и особенно там, за забором, где овраг, речка, гора. Но как только устремится туда Ильюша, мать или няня возвращают его.

Острым своим взглядом наблюдает Ильюша, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. А те все в занятиях, даже сам старик Обломов. Все утро сидит он у окна и наблюдает, что делается во дворе, кто и сколько раз прошел мимо окна.

Главной заботою в доме была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом. После принятия окончательного решения, в доме поднималась настоящая суматоха: стучали ножи, по нескольку раз бегали бабы в амбар и из амбара, гремели посудой. После обильного обеда наступало блаженное время отдыха, весь дом погружался в сон. Для мальчика это было долгожданное время: няня тоже поддавалась послеобеденному сну, и он лазил на голубятню, забирался в глубь сада, в канаву, выбегал за ворота, мчался к горе или к оврагу, но воспоминания о страшных рассказах останавливали его. После сна дом снова начинал оживать — готовились к чаепитию.

Напившись чаю, кто шел гулять — медленно прохаживаться вдоль реки, кто сядет к окну и ловит каждое мимолетное явление. Мать подзывает Ильюшу к себе, кладет его голову на свои колени, гладит по волосам, любуясь мягкостью их и заставляя любоваться всех остальных, прочит сыну великое будущее.Только начинает смеркаться, и снова доносится из кухни стук ножей, перезвон посуды, кухарка снова по нескольку раз бегает в погреб — готовится ужин. После ужина все погружается в сон, теперь уже на всю ночь.

Потом Обломову приснилась другая пора: в зимний вечер нянька рассказывает ему о неведомой стороне, где совершаются чудеса, где все только гуляют. Есть в той стороне волшебница, которая одаривает того, кто ей понравится, и богатством, и счастьем. И хоть, став взрослым, Илья Ильич точно знал, что никакой волшебницы не существует, но время от времени бессознательно грустил, почему сказка не жизнь, а жизнь не сказка.

Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком 13 или 14 лет. Он учился уже в деревне Верхлево, в пансионе немца Штольца, тамошнего управляющего богатого помещика. У Штольца был сын Андрей такого же возраста. Может быть, у него Илюша и успел бы выучиться всему, если бы Обломовка была подальше от Верхлево, а то ведь все обломовские устои распространялись и на нее, за исключением дома Штольца.

Затем сон переносит Илью Ильича в длинную гостиную в родительском доме. Там все: мать что-то вяжет и время от времени зевает, отец, заложив руки назад, ходит по комнате взад и вперед, в совершенном удовольствии, тут же и родственницы, говорят мало, так как целый день проводят вместе: то о погоде, то об урожае, то вспоминают, когда их посещала та или другая родственница, то вспомнят об ушедших в иной мир. Это у всех вызывает грусть. Но никогда и ничто не нарушает размеренности и спокойствия этого дома.

Праздники прошли, и наступает время везти Илюшу к Штольцу, снова на неделю. Как только его не потчуют и чего только не дают с собой, и все это потому, что у немца не жирно кормят. Бывает, мальчик слукавит, пожалуется, что нездоров, — тогда никакого ученья, еще неделька дома.

Прознав, что грамоты мало, нужны еще другие всякие науки, чтобы стать титулярным советником или коллежским асессором, родители стали беспокоиться, как бы это заполучить для Илюшеньки аттестат, в котором бы сказано было, что он прошел все науки и искусства.

У Штольца все было по-другому. Он стремился перевоспитать на свой манер и обломовского барчонка, да ничего не получилось: сын Штольца делал за Обломова переводы, подсказывал ему уроки.

Так и рос Обломов, как цветок в теплице. Родители беспокоились, как бы он не простудился или не упал и не сломал что-нибудь, и не давали ему резвиться. Иногда он уходил без спроса погулять с ребятами, поиграть в снежки, но его тут же находили и возвращали, а ребят наказывали.

Это было краткое содержание главы "Сон Обломова" (часть 1, глава 9 романа "Обломов").

Краткое содержание глав романа "Обломов"
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4

Роман Гончарова - одно из знаменитейших произведений 19-го века. О чем эта книга? О лентяе-помещике, не желающем служить в департаменте и выходить в свет? Если бы было все так просто, роман бы не обрел широкую популярность и не вошел в коллекцию русской классики. Для того чтобы понять главную идею произведения Гончарова, стоит вспомнить краткое содержание «Сна Обломова».

Почему этот эпизод столь важен в художественном анализе романа? «Сон Обломова» (9 глава), краткое содержание которого представлено ниже, раскрывает характер главного героя. Читателю становится ясно, почему этому человеку так сложно было существовать в современном ему обществе, почему он так любил мечтать и так боялся активных действий.

Ключевая глава в романе

От чего прятался Обломов в своей в маленькой квартире на Гороховой улице? О чем он мечтал? И почему этот герой стал одним из самых знаменитых образов в русской литературе? Прежде чем приступить к краткому содержанию «Сна Обломова», следует вспомнить сюжет всей книги.

В 1847 год в литературном журнале появился отрывок из будущего романа. Это была та самая глава, о которой идет речь в сегодняшней статье, - "Сон Обломова".

Богатый наследник, владелец деревни Обломовка приехал в Петербург. Но к городской жизни ему не удалось приспособиться. Поработав немного в конторе, он оставил службу. С тех пор несколько лет почти не выходил из своей квартиры. Халат (облачение, в котором он и спал, и бодрствовал) давно пришел в негодность. Но Обломову это было безразлично.

Единственное, что трогало его душу, - это воспоминания о родной деревне. Впрочем, однажды друг детства Штольц познал Илью Ильича с Ольгой Ильинской. Эта встреча могла бы изменить жизнь мечтательного помещика. Но ничего не произошло. Обломов был слишком нерешительным. Ильинская вышла замуж за Штольца. Илья Ильич обрел иллюзорное счастье с Агафьей Матвеевной, которая заштопала старый халат и создала в доме атмосферу его родового имения.

Какую же роль в сюжете играет сон Обломова? В кратком содержании, изложенном выше, упомянуты воспоминания, которым предавался главный герой. Это и есть сон. Грезы о счастливом, безмятежном счастье. Не зря в некоторых языках одинаково звучат слова «мечта» и «сон».

Спящее царство

Краткое содержание «Сна Обломова», конечно, изложить непросто. Событий никаких в этой главе не происходит. Это описание чувств, приятных воспоминаний о деревне, в которой тоже ничего особенного не происходило. Обломовка изображена неким спящим царством. Здесь горы словно ненастоящие, напоминают декорации. Речка бежит весело, разливаясь в широкие пруды. В окрестностях Обломовки сплошь милые, улыбающиеся пейзажи. Хочется спрятаться, жить здесь неведомым никому счастьем. Обломовка - это край тишины и покоя.

Весьма поэтично описал Гончаров сон Обломова. Краткое содержание не передаст образность, сочность авторского языка.

Невозмутимое спокойствие и тишина царят и в нравах обитателей деревни. Здесь никогда не происходило ни убийств, ни грабежей, не несчастных случаев. Безусловно, неприятности время от времени имели место. Но Обломов вспоминает о родном имении сквозь призму детских воспоминаний. Ранние годы часто представляются взрослому человеку счастливыми и безмятежными. Если, конечно, в детстве он был таким же счастливым, как Илья Ильич.

Мать

Обломов видит, конечно, во сне и себя - пухлощекого, хорошенького мальчика. Няня будит Илью, причесывает, одевает и отводит к матери. И даже в этом прекрасном сне Обломову взгрустнулось. Матери давно нет на свете.

Илюша окружен любовью и вниманием. Няньки беспрестанно опасаются, что он упадет, расшибет коленку. Преувеличенная забота, которую Обломов получал в детстве, - в этом одна из причин его пассивности, нерешительности.

Отец

Этот человек достоин особого внимания. Обломов-старший целыми днями просиживает без дела. Впрочем, он полагает, что занятие у него есть. Обломов неукоснительно следит за тем, что происходит на дворе. Контроль его заключается в том, что он то и дело спрашивает мужика, проходящего мимо: "Куда идешь?". Получив ответ, успокаивается. Время от времени отец Илюши берет в руки газету, начинает читать. Но газеты почему-то всегда старые, за прошлый год.

Вот и все краткое содержание «Сна Обломова». Главу, в которой описаны детские воспоминания героя, стоит перечитать, если необходим анализ произведения. Ведь в этой части романа автор объяснил странности Обломова.

Илья Ильич вырос в атмосфере безмятежности, спокойствия, лени. Неудивительно, что, повзрослев, он не научился ничему, кроме как читать. Но стоит отметить еще одно качество главного героя романа Гончарова. Это был человек бескорыстный, бесхитростный, умеющий ценить прекрасное, наблюдать. В его душе не было ни тени злости, зависти.

Девятый эпизод первой части романа Ивана Александровича Гончарова - это глава «Сон Обломова». В ней молодой помещик, недавно перешагнувший тридцатилетний возраст, засыпает у себя в неухоженных съемных четырехкомнатных петербуржских апартаментах, и во сне к нему являются сцены из его же детства. Ничего фантастического или надуманного. Согласитесь, во сне бывает редко, когда мы видим документальность в чистом виде. Конечно же, это автора. Сон Обломова - это своеобразное путешествие в ту пору, когда Илья Ильич был еще ребенком, окруженным слепой родительской любовью.

Зачем Гончаров выбрал такую необычную форму повествования? Необходимость ее присутствия в романе очевидна. Молодой человек, находящийся в расцвете сил, пребывающий в том возрасте, в котором сверстники достигли существенных жизненных успехов, целые дни проводит лежа на диване. Мало того, он не ощущает никакой внутренней потребности подниматься и что-то делать. К такому пустому внутреннему миру и искалеченной личности не случайно и не вдруг пришел Обломов. Сон Обломова - анализ тех первичных впечатлений и ощущений мальчика Илюши, которые позже сложились в убеждения, сформировали самую основу, фундамент его личности. Обращение Гончарова к детству своего героя неслучайно. Именно детские впечатления, как известно, привносят в жизнь человека или созидательное, или разрушительное начало.

Обломовка - крепостнический заповедник лени

Сон Обломова начинается с пребывания его семилетнего в родительской вотчине, деревне Обломовке. Этот маленький мирок находится на отшибе. Сюда не доходят новости, здесь практически не бывает приезжих с их хлопотами. Родители Обломова происходят из старинного дворянского рода. Поколение назад их дом был одним из лучших в округе. Жизнь била здесь ключом. Однако постепенно остыла кровь в жилах этих помещиков. Незачем трудиться, решили они, триста пятьдесят крепостных все равно принесут доход. К чему напрягаться, если жизнь все равно будет сытой и безбедной. Эта родовая лень, когда единственной заботой всего рода до обеда было его приготовление, а после него весь барский дом впадал в дрему, как болезнь, передалась и Илюше. Окруженный сонмом нянечек, спешащих выполнить любое пожелание ребенка, даже не давая ему подняться с дивана, живой и активный ребенок впитал отвращение к труду и даже забавам со сверстниками. Он постепенно стал вялым и апатичным.

Бессмысленный полет на крыльях фантазий

Затем сон Обломова перенес его в тот момент, когда няня читала ему сказки. Заложенный глубоко внутри творческий потенциал ребенка находил здесь выход. Однако этот выход был своеобразным: от восприятия сказочных пушкинских образов до дальнейшего переноса их в свои мечты. Сон Обломова указывает нам на то обстоятельство, что Илюша воспринимал повествования по-другому, чем иные дети, которые, услышав сказку, начинают активно обыгрывать со сверстниками. Он играл по-другому: услышав сказку, погружал ее героев в свою мечту, чтобы вместе с ними виртуально вершить подвиги и благородные поступки. Ему не нужны были сверстники, не требовалось в чем-либо участвовать. Постепенно мир мечты вытеснил реальные желания и стремления мальчика. Он ослаб, любая работа стала казаться ему скучной, недостойной его внимания. Работа, считал Обломов, - это для крепостных Ванек да Захарок.

Школа, не изменившая жизненную позицию

Сон Обломова погрузил его в школьные годы, где ему вместе со сверстником Андрюшей Штольцем отец последнего преподавал курс начальной школы. Учеба проходила в соседнем селе, Верхлеве. Илюша Обломов в ту пору был мальчиком лет четырнадцати, полноватым и пассивным. Казалось бы, рядом с собой он видел отца и сына Штольцев, деятельных, активных. Это был шанс для Обломова изменить свои взгляды на жизнь. Однако этого не случилось, к сожалению. Задавленная крепостничеством одна деревня оказалась похожей на другую. Точно так же, как и в Обломовке, тут процветала лень. Люди пребывали в пассивном, дремотном состоянии. «Мир живет не так, как Штольцы», - решил Ильюша и остался во власти лени.



Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Зимние сказки для детей 6 лет Зимние сказки для детей 6 лет Чему учит сказка Чему учит сказка "Теплый хлеб"? Где находится сон обломова Где находится сон обломова